Ежегодно, в один прекрасный момент, чаты родителей первоклассников взрываются возмущением: "Это что такое? Не ёлка, а йолка, не ёжик, а йожык? У меня теперь ребёнок так везде и шпарит: йула, йаблака, йупка! Что за диверсия? Долой русскую фонетику!"
Действительно, что такое? Давайте разберёмся!
Сразу скажу, я не собираюсь оперировать вузовскими понятиями. Моя цель - рассказать как можно проще про фонетику и о том, зачем её дети мучают в школе.
Отступление. Небольшое, но важное
Когда младшая дочь училась в первом классе, мы очень не любили фонетические упражнения. Мучением было рисовать эти синие и зелёные квадратики/треугольнички, а когда в тетради появились условные "йолки и йожыки" стало совсем грустно. Я думала: "Ну кто это выдумал! Такое мучение!"
Потом судьба так сложилась, что я забрала дочь на семейное обучение. Сначала мы взяли учебник Закожурниковой (советский), а потом нашли методику Русской классической школы (РКШ). Так как я не учитель, то во мне был силён страх что-то не так дать дочке. А в РКШ была чудесная методичка для родителей, поэтому я и выбрала эту методику для занятий русским языком.
И оказалось, что основой этой методики является ненавистная мне фонетика. Но делать нечего: комплект учебников дорогой, надо осваивать. И что вы думаете? Уже через пару недель грамотность у дочери значительно повысилась! Если в начале наших занятий она делала по 5-6 ошибок на страницу, то теперь ошибки были единичными и чаще - от невнимательности.
И я стала уважать фонетику. Она простая и реально помогает ребёнку освоить русский язык.
Да, я убедилась в том, что если фонетические упражнения использовать правильно, то они повышают грамотность, а не снижают её!
Буквы и звуки в русском языке
Ещё раз напишу, что это - азы фонетики, которые могут пригодиться ребёнку в начальной школе. На уровень вуза не претендую.
В русском языке 33 буквы и 42 звука.
Две буквы не произносятся, звуков не обозначают: Ь и Ъ. Остальные буквы делятся на гласные и согласные.
Гласные
- Гласных букв 10: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.
- Гласных звуков всего 6: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].
Не все гласные буквы обозначают звуки!
Согласные
Согласных букв 21, а звуков -36!
Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. По этому признаку они образуют пары:
- [б] и [б'],
- [в] и [в'],
- [г] и [г'],
- [д] и [д'],
- [з] и [з'],
- [к] и [к'],
- [л] и [л'],
- [м] и [м'],
- [н] и [н'],
- [п] и [п'],
- [р] и [р'],
- [c] и [c'],
- [т] и [т'],
- [ф] и [ф'],
- [х] и [х'].
При этом буква "с чёрточкой" читается мягко, к примеру: "ль".
Но есть и непарные:
- всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц];
- всегда мягкие: [й'], [ч'], [щ'].
Считаем: сошлись у нас согласные звуки? 15 пар и 3 + 3 непарных. Да, 36 звуков.
Запомнить непарные согласные звуки просто
- Твёрдые запоминаем мнемотехнически: "твёрдая ЖиШиЦа". Жишица похожа на жижицу, а то, что эта жижица твёрдая - смешно. Моя дочь легко запомнила с первого раза.
- Мягкие непарные запомнить тоже просто. ЧА-ЩА пишем с буквой А именно потому, что звуки [ч'] и [щ'] всегда мягкие и не требуют смягчения с помощью соответствующей гласной буквы Я. А [й'] к ним просто добавляется.
Возможно, вы придумаете что-то своё. Мы так запомнили.
Звонкие и глухие согласные звуки
Звонкие произносятся с участием голоса, а глухие - шума. Их не нужно запоминать, просто можно приложить руку к шее и чётко сказать звук. Попробуйте! Вы сразу почувствуете, что при произнесении глухих согласных практически ничего не меняется, а при произнесении звонких отчётливо ощущается движение мышц.
Звонкие и глухие согласные образуют пары:
- [б] - [п], [б'] - [п'];
- [в] - [ф], [в'] - [ф'];
- [г] - [к], [г'] - [к'];
- [д] - [т], [д'] - [т']
- [ж] - [ш];
- [з] - [с], [з'] - [с']
Есть всегда звонкие согласные звуки:
- [й’],
- [л], [л’],
- [м], [м’],
- [н], [н’],
- [р], [р’].
Есть всегда глухие согласные звуки:
- [х], [х’],
- [ц],
- [ч’],
- [щ’].
Готовимся играть в фонетику
Лучше всего фонетику не учить, а играть в неё.
Для этого нужно сделать две карточки.
На первой обобщить всю перечисленную выше информацию. А ещё лучше - взять стандартную таблицу, которая обычно висит над доской в каждом классе. Выглядит она примерно так:
Таблица букв и звуков висит в каждом классе над доской. Дети ею могут пользоваться, но часто не умеют. Ваша задача - научить этому.
Пользоваться таблицей просто:
Синие - твёрдые согласные звуки.
Зелёные - мягкие согласные звуки.
Сине-зелёные могут быть мягкими и твёрдыми.
Красные - гласные звуки.
Красно-зелёные - гласные буквы, которые делают предыдущий согласный звук мягким.
Если они стоят в начале слова, после гласной буквы, после твёрдого или мягкого знака, то состоят из двух звуков:
- Я = [й]+[а],
- Ё = [й]+[о],
- Ю = [й]+[у],
- Е = [й]+[э].
Практически это выглядит так:
- люк = [л'][у][к]. Где буква Ю? Она обозначила мягкость звука [л'], звука [ю] не бывает, поэтому стоит звук [у].
- ёж = [й][о][ш]. Буква Ё означает два звука, а звук [ш] - это запись буквы Ж, которая слышится, как [ш] .
Вторая карточка - это подсказка логики ответа ребёнка.
Она выглядит следующим образом:
Ой, сколько я написала! Спасибо всем, кто дочитал!
О том, в какие фонетические игры мы играли, я, пожалуй, расскажу в следующий раз. В общем, продолжение следует...