Найти тему
Домобуч

Русская фонетика или История про йожыка и йолку

Оглавление

Ежегодно, в один прекрасный момент, чаты родителей первоклассников взрываются возмущением: "Это что такое? Не ёлка, а йолка, не ёжик, а йожык? У меня теперь ребёнок так везде и шпарит: йула, йаблака, йупка! Что за диверсия? Долой русскую фонетику!"

Действительно, что такое? Давайте разберёмся!

Сразу скажу, я не собираюсь оперировать вузовскими понятиями. Моя цель - рассказать как можно проще про фонетику и о том, зачем её дети мучают в школе.

Фонетика: знаменитые йожыки и йолки... Коллаж автора канала "Домобуч"
Фонетика: знаменитые йожыки и йолки... Коллаж автора канала "Домобуч"

Отступление. Небольшое, но важное

Когда младшая дочь училась в первом классе, мы очень не любили фонетические упражнения. Мучением было рисовать эти синие и зелёные квадратики/треугольнички, а когда в тетради появились условные "йолки и йожыки" стало совсем грустно. Я думала: "Ну кто это выдумал! Такое мучение!"

Потом судьба так сложилась, что я забрала дочь на семейное обучение. Сначала мы взяли учебник Закожурниковой (советский), а потом нашли методику Русской классической школы (РКШ). Так как я не учитель, то во мне был силён страх что-то не так дать дочке. А в РКШ была чудесная методичка для родителей, поэтому я и выбрала эту методику для занятий русским языком.

И оказалось, что основой этой методики является ненавистная мне фонетика. Но делать нечего: комплект учебников дорогой, надо осваивать. И что вы думаете? Уже через пару недель грамотность у дочери значительно повысилась! Если в начале наших занятий она делала по 5-6 ошибок на страницу, то теперь ошибки были единичными и чаще - от невнимательности.

И я стала уважать фонетику. Она простая и реально помогает ребёнку освоить русский язык.

Да, я убедилась в том, что если фонетические упражнения использовать правильно, то они повышают грамотность, а не снижают её!

Буквы и звуки в русском языке

Ещё раз напишу, что это - азы фонетики, которые могут пригодиться ребёнку в начальной школе. На уровень вуза не претендую.

В русском языке 33 буквы и 42 звука.

Две буквы не произносятся, звуков не обозначают: Ь и Ъ. Остальные буквы делятся на гласные и согласные.

Гласные

  • Гласных букв 10: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.
  • Гласных звуков всего 6: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].

Не все гласные буквы обозначают звуки!

Согласные

Согласных букв 21, а звуков -36!

Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. По этому признаку они образуют пары:

  1. [б] и [б'],
  2. [в] и [в'],
  3. [г] и [г'],
  4. [д] и [д'],
  5. [з] и [з'],
  6. [к] и [к'],
  7. [л] и [л'],
  8. [м] и [м'],
  9. [н] и [н'],
  10. [п] и [п'],
  11. [р] и [р'],
  12. [c] и [c'],
  13. [т] и [т'],
  14. [ф] и [ф'],
  15. [х] и [х'].

При этом буква "с чёрточкой" читается мягко, к примеру: "ль".

Но есть и непарные:

  • всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц];
  • всегда мягкие: [й'], [ч'], [щ'].

Считаем: сошлись у нас согласные звуки? 15 пар и 3 + 3 непарных. Да, 36 звуков.

Запомнить непарные согласные звуки просто

  • Твёрдые запоминаем мнемотехнически: "твёрдая ЖиШиЦа". Жишица похожа на жижицу, а то, что эта жижица твёрдая - смешно. Моя дочь легко запомнила с первого раза.
  • Мягкие непарные запомнить тоже просто. ЧА-ЩА пишем с буквой А именно потому, что звуки [ч'] и [щ'] всегда мягкие и не требуют смягчения с помощью соответствующей гласной буквы Я. А [й'] к ним просто добавляется.

Возможно, вы придумаете что-то своё. Мы так запомнили.

Звонкие и глухие согласные звуки

Звонкие произносятся с участием голоса, а глухие - шума. Их не нужно запоминать, просто можно приложить руку к шее и чётко сказать звук. Попробуйте! Вы сразу почувствуете, что при произнесении глухих согласных практически ничего не меняется, а при произнесении звонких отчётливо ощущается движение мышц.

Звонкие и глухие согласные образуют пары:

  • [б] - [п], [б'] - [п'];
  • [в] - [ф], [в'] - [ф'];
  • [г] - [к], [г'] - [к'];
  • [д] - [т], [д'] - [т']
  • [ж] - [ш];
  • [з] - [с], [з'] - [с']

Есть всегда звонкие согласные звуки:

  • [й’],
  • [л], [л’],
  • [м], [м’],
  • [н], [н’],
  • [р], [р’].

Есть всегда глухие согласные звуки:

  • [х], [х’],
  • [ц],
  • [ч’],
  • [щ’].

Готовимся играть в фонетику

Лучше всего фонетику не учить, а играть в неё.

Для этого нужно сделать две карточки.

На первой обобщить всю перечисленную выше информацию. А ещё лучше - взять стандартную таблицу, которая обычно висит над доской в каждом классе. Выглядит она примерно так:

Таблица букв и звуков.
Таблица букв и звуков.
Таблица букв и звуков висит в каждом классе над доской. Дети ею могут пользоваться, но часто не умеют. Ваша задача - научить этому.

Пользоваться таблицей просто:

Синие - твёрдые согласные звуки.

Зелёные - мягкие согласные звуки.

Сине-зелёные могут быть мягкими и твёрдыми.

Красные - гласные звуки.

Красно-зелёные - гласные буквы, которые делают предыдущий согласный звук мягким.

Если они стоят в начале слова, после гласной буквы, после твёрдого или мягкого знака, то состоят из двух звуков:

  • Я = [й]+[а],
  • Ё = [й]+[о],
  • Ю = [й]+[у],
  • Е = [й]+[э].

Практически это выглядит так:

  • люк = [л'][у][к]. Где буква Ю? Она обозначила мягкость звука [л'], звука [ю] не бывает, поэтому стоит звук [у].
  • ёж = [й][о][ш]. Буква Ё означает два звука, а звук [ш] - это запись буквы Ж, которая слышится, как [ш] .

Вторая карточка - это подсказка логики ответа ребёнка.

Она выглядит следующим образом:

Схема фонетического разбора.
Схема фонетического разбора.

Ой, сколько я написала! Спасибо всем, кто дочитал!

О том, в какие фонетические игры мы играли, я, пожалуй, расскажу в следующий раз. В общем, продолжение следует...