Найти в Дзене
ADaily

Русское чудо против немецкого: почему в РФ и ФРГ так мало жертв COVID-19

Оглавление


Стоит ли верить предположениям о том, что официальная статистика занижает реальное число ушедших из жизни из-за COVID-19? Как еще можно объяснить низкую смертность и что об это говорят эксперты.

Во всем мире количество заболевших коронавирусом перевалило за 5 млн, из которых выздоровели более 2 млн человек. Лидером «антирейтинга» по числу заболевших и умерших от коронавируса граждан по-прежнему остается США. Великобритания занимает второе место по смертности граждан, замыкает тройку Италия. Также высокие показатели смертности от последствий, связанных с коронавирусом, во Франции, Бельгии, Испании и Бразилии.

А вот в России и Германии зафиксированы одни из самых низких показателей смертности от COVID-19 при довольно большом количестве заразившихся. Разбираемся, как двум странам удается бороться с пандемией и сдерживать смертность среди своих граждан.

Россия: «аномально низкая» летальность

Россия сейчас находится на втором месте в мире после США по числу зараженных коронавирусом. На момент написания статьи, согласно официальной статистике, из 308 тысяч заболевших 85 тысяч уже выздоровели. Число смертельных исходов приближается к трем тысячам. То есть летальность в России от COVID-19 составляет менее 1%.

Если сравнивать этот критерий с другими странами, напрашивается очевидный вывод: в стране аномально низкий уровень смертности, связанной с коронавирусной инфекцией. К примеру, в небольшой Бельгии летальность превысила 16%. Во Франции смертность находится на уровне 15,1%.

Необычайно низкие показатели смертности в результате COVID-19 среди россиян, конечно, не могли не заинтересовать СМИ, в том числе мировые.

Недавно в The New York Times и Financial Times появились публикации о том, что России намеренно занижают статистику смертности от коронавируса. Американское издание выпустило материал 11 мая, в котором говорилось, что 70% случаев смерти заболевших коронавирусом в столице России и 80% в других регионах не заносятся в официальную статистику из-за особенностей фиксации смертельных случаев.

12 мая Financial Times также опубликовала материал, где утверждалось, что реальная смертность от COVID-19 среди россиян на 70% выше официальной. Оба издания ссылались, в числе прочего, на информацию властей Москвы, по которой смертность в столице в апреле 2020 года оказалась самой высокой за последнее десятилетие для этого месяца. Однако российские СМИ обнаружили, что в статье американского издания приводятся неполные данные, которые ранее в адрес издания направил Депздрав.

В материале сравнивается количество умерших в Москве за апрель 2019 и за апрель этого года. В 2020 году этот показатель оказался выше на 1700, хотя за прошлый месяц было зарегистрировано порядка 700 смертей от коронавируса. Вывод о том, что оставшаяся тысяча - это также жертвы коронавируса, было слишком смелым утверждением. В Депздраве подчеркнули, что сравнивать прирост смертности в месячной динамике бессмысленно.

Этих данных недостаточно, чтобы делать выводы о каком-либо устойчивом тренде. Также в статье замалчивается информация, которую на своей странице в соцсетях опубликовало российское посольство в США: «Аналогичная ситуация со статистикой наблюдается и в других странах: смертность от COVID-19 ниже, чем общий прирост смертности. В Нью-Йорке: 11861 умерший против 15709. В Лондоне: 3589 умерших против 5531».

То есть, если предположить, что все смерти среди жителей Москвы сверх показателя аналогичного периода прошлого года - жертвы COVID-19, уровень летальности от коронавируса в российской столице составил бы 3%. В Лондоне в таком случае смертность составляет 10%, в Нью-Йорке - 23%.

В ВОЗ также подчеркнули, что в РФ не наблюдается фактов сознательного занижения смертности из-за коронавируса. Относительно низкая смертность от COVID-19 при растущем числе выявленных случаев, по мнению официального представителя организации Мелиты Вуйнович, может быть связана с тем, что российские власти смогли уберечь наиболее уязвимую для вируса категорию населения, что и является предпосылкой столь низкой смертности.

РИА Новости/Илья Питалев
РИА Новости/Илья Питалев

Представитель ВОЗ подчеркнула, это стало возможным благодаря эпидемиологическим мерам, принятым в рамках борьбы с распространением вируса. Однако Вуйнович не исключает, что уровень летальности в России может вырасти в ближайшие недели. И это означает, что в будущем умрет больше людей.

По мнению Вуйнович, к самой уязвимой группе относятся россияне старше 65 лет, то есть успевшие «накопить» различные хронические заболевания, часто с низким уровнем иммунитета, который коронавирус способен просто уничтожить. Но среди заразившихся россиян доля пожилых людей составляет порядка 20%.

В России проживает 146 млн человек, из них 14% находятся в возрасте 65 лет и старше. В США живет 328 млн, из которых более 12% - это люди в возрасте 65 лет и старше. То есть по количеству пожилых граждан обе страны примерно на одном уровне.

Однако ранее СМИ сообщали, что порядка 80% летальных исходов от последствий заражения COVID-19 среди американцев как раз и приходится на группу пожилых граждан. 27% летальных случаев зафиксированы среди граждан США в возрасте 85 лет и старше.

Больше всего смертей среди россиян в результате заражения коронавирусом зарегистрировано в возрастной группе - от 50 до 64 лет. Отсюда и вывод, что угрозу смертности удается сдерживать из-за высокого уровня защиты наиболее уязвимой категории граждан. Обязательная изоляция для граждан, которым уже исполнилось 65, продолжает действовать во многих российских регионах и сейчас.

По мнению директора Центрального НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора Василия Акимкина, низкая смертность россиян с коронавирусом также связана с ранней диагностикой и выявлением инфекции у пациентов без симптомов. По данным ведомства, в стране уже провели 5,9 млн тестов на коронавирусную инфекцию.

РИА Новости/Павел Лисицын
РИА Новости/Павел Лисицын

А директор Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи Александр Гинцбург считает, что причина низкой летальности от вируса в России относительно других стран заключается в популяционном иммунитете, который у граждан нашей страны гораздо выше, чем у европейских или американских жителей.

Также вице-премьер Татьяна Голикова ранее подчеркивала, что низкая смертность от COVID-19 связана с быстрой госпитализацией пациентов и снижением темпов их прироста.

Впрочем, относительно низкой смертности в России есть и другие мнения. Подробнее об этом смотрите здесь

Германия: порядок бьет вирус?

В стране также сложилась довольно необычная ситуация: высокий уровень распространения коронавируса и одновременно низкий уровень смертности от него. На момент написания статьи количество зараженных в Германии составляет более 178 тысяч. Скончались более 8 тысяч граждан. Более 156 тысяч пациентов смогли вылечиться.

Возможно, низкая смертность (около 4,5%) среди немцев связана с тем, что Германия оказалась в числе первых, кто начал принимать серьезные меры по предотвращению распространения вируса.

В начале 2020 года, когда коронавирус еще не вышел за пределы КНР, местные ученые начали работу над созданием теста для определения вируса в организме человека. Первый тест появился в середине января благодаря усилиям специалистов из Института вирусологии при берлинской больнице Шарите. Команду ученых возглавил директор института Кристиан Дростен, который в нулевых разрабатывал анализы для определения SARS.

По прогнозам Дростена, будет инфицировано до 70% жителей Германии. При этом он положительно оценивал усилия немецких властей в части действий по предотвращению быстрого распространения вируса. Ученый подчеркивал, что в стране довольно рано были введены превентивные меры по защите граждан. Тестирование граждан началось еще до пандемии. В Германии находится большое число лабораторий, где можно сделать анализ на коронавирус. Ранее СМИ сообщали, что в стране делается более 50 тысяч тестов ежедневно. Это, конечно, помогает более раннему выявлению заболевания и, соответственно, его более эффективному лечению.

Кроме того, по данным Института Роберта Коха на начало апреля, средний возраст умерших от последствий вируса в стране составлял 82 года. 1156 человек на тот момент скончались в возрасте старше 70 лет. Однако если анализировать именно случаи заражения, то оказывается, что средний возраст рост заболевшего коронавирусом в Германии составляет 46 лет. То есть среднестатистический зараженный COVI-19 немец моложе и здоровее, чем пациенты, например, из Италии, где средний возраст пациента с подтвержденным диагнозом - 63 года.

Среди причин низкой смертности среди немцев называют и известную во всем мире дисциплинированность нации, особенно среди пожилых людей, а также неукоснительное соблюдение предписаний властей и тщательное следование врачебным рекомендациям.

Как отметил врач Алексей Лядов, успехами в предотвращении смертности от COVID-19 Германия обязана эффективной организации здравоохранения. Практически все пациенты застрахованы и имеют возможность в небольшие сроки попасть к семейному врачу. В Италии, например, по словам многих экспертов, до семейного врача непросто достучаться.

В Германии к началу пандемии имелся серьезный резерв больничных коек. Согласно сведениям Организации экономического сотрудничества и развития за 2017 год, в стране на 1000 человек приходилось восемь коек – как в России. В Италии этот показатель на середину апреля 2020 года составлял 3,2 койки на 1000 человек, в США - 2,8 койки, во Франции - 6.

В Германии на 1000 человек приходится 13,2 медсестры. Именно от среднего медицинского персонала зависит во многом качество стационарной помощи. В России этот показатель ниже - 8,7 медсестры на 1000 человек.

Можно ли говорить сегодня о российском и немецком чуде? Наверно, это было бы преждевременным. Пока даже самые опытные вирусологи и авторитетные ученые не могут спрогнозировать вероятное распространение коронавируса в ближайшей перспективе.

Смотрите далее: Вторая волна в августе? Что ждет мир после окончания пандемии