Многие слышали про эпоху домашних студий грамзаписи, писавших музыку на рентгеновских снимках, но мало кто видел эти аппараты. Восполним этот пробел.
Первый вопрос: когда в СССР появились в частном пользовании аппаратуры грамзаписи (рекордеры)? В начале 30-х годов в журнале "Радиофронт" систематически появляются статьи о конструкциях рекордеров, доступных для самостоятельного изготовления
Но до широкого распространения еще далеко: патефонный звукосниматель прижимается к пластинке усилием около 100 грамм. Для патефонных пластинок это нормально. Они сделаны из шеллака, выдерживающего усилие до тонны на квадратный сантиметр. Для целлулоида, на котором записывали рекордеры, проигрывание на патефоне прямая смерть-звуковая дорожка убивалась за 3-4 прослушивания.
Поэтому до 50х годов, звукозапись "на костях" был уделом энтузиастов-радиолюбителей. Еще недостатком самодельных рекордеров было не стабильное качество записи. Процесс любительской записи на рентгеновском снимке хорошо показан в фильме "стиляги"
В конце Великой Отечественной Войны в СССР хлынул поток трофейных патефонов с электромагнитным звукоснимателем и промышленных рекордеров. Причем это были не только немецкие марки. Электромагнитные звукосниматели были хороши тем, что существенно меньше изнашивали грампластинки. Мода на домашнюю звукозапись быстро набирает популярность.
Находятся предприимчивые люди, которые договариваясь в больницах, оптом забирают пачки рентгеновских снимков. Записывают на них популярные песни и реализуют через шустрых мальчишек в очередях магазинов грамзаписи.
Причем стоили эти пластинки "на костях" очень дешево-рубль или полтора рубля. Но как говорится, курочка по зернышку наедается.
В начале 50х одна за другим выходят книжки:
В.Г.Корольков. Механическая система записи звука.
А.К. Бектабегов, М.С. Жук. Рекордер для записи на диск.
Г.А. Васильев. Запись звука на целлулоидных дисках.
Начинается массовое изготовление рекордеров радиолюбителями. Причем зачастую даже "на заказ". Копировать пластинки не запрещалось, никто не требовал авторских отчислений. Главное не копировать запрещенных исполнителей -тут уже могли на первый раз пожурить, а при неоднократном попадании могли и посадить. Эпизод отлавливания продавцов "музыки на костях"сохранился в документальном фильме:
Даже такие строгие меры не могли остановить массовое увлечение. Никто не подсчитывал сколько всего песен было записано на рентгеновских снимках, но думаю любая звукозаписывающая компания бы позавидовала таким тиражам.
С увеличением количества магнитофонов у населения потребность в грампластинках начала падать. Государство слишком поздно спохватилось, начав выпускать промышленные рекордеры на Киевском Экспериментальном Заводе Радиоаппаратуры. Эти аппараты поставлялись в крупные "Дома Быта", где по заказам населения записывали музыку на пластинки. Попытался в интернете найти фотографию этих рекордеров. По моему они выглядели так:
Я сам заказывал через посылторг пластинки в Ивано-Франковской студии звукозаписи. Присылали наложенным платежом. Причем мне тогда было 11 или 12 лет всего, ходил на почту с извещением-выдавали без проблем. Пластинки выглядели так:
Вот еще видео как современный парнишка пробует записать пластинку на самодельном рекордере. У него вполне неплохо получается.
Не знаю как Вас, но меня очень впечатлил.
О других интересностях читайте:
-35 магнитофонов в одном аппарате, во были времена!
-Интересное изобретение. Виниловая пластинка в рулоне.
-А Вы видели бублик из 100 CD дисков? А из 200? А из 400? Посмотрите на удивительные аппараты Sony.
- Аудиокассеты о которых Вы даже не слышали.
Еще много интересного на канале ПОЛЕЗНЫЕ ИНТЕРЕСНОСТИ