Найти тему

Насколько реальна реальность?

Таким вопросом из произведения в произведение задавался величайший визионер фантастической литературы Филип Дик. А что если бы история в определенный момент потекла бы по иному руслу? Поджанр альтернативной истории совсем не нов для литературы – еще Марк Твен баловался со своим «Янки при дворе Короля Артура» в девятнадцатом веке. А вот в кино альтернативная история начала набирать популярность сравнительно недавно.
Таким вопросом из произведения в произведение задавался величайший визионер фантастической литературы Филип Дик. А что если бы история в определенный момент потекла бы по иному руслу? Поджанр альтернативной истории совсем не нов для литературы – еще Марк Твен баловался со своим «Янки при дворе Короля Артура» в девятнадцатом веке. А вот в кино альтернативная история начала набирать популярность сравнительно недавно.

На самом деле, первое произведение в жанре альтернативной истории было написано еще за 15 лет до Марка Твена и его Янки – британец Исаак Дизраэли выпустил тоненькую книгу «Об истории событий, которых не произошло». В своем труде британец ссылался на древнеримского Тита Ливия, который на страницах «Истории от основания города» дискутировал сам с собой о том, что было бы, если бы Александр Македонский дошел до Рима. Ливий описывал возможные варианты сражений, принимая во внимание оснащение армий и их силы. Подводя итог, Дизраэли заявлял, что альтернативные варианты событий – неотъемлемая часть жизни историка и политика. А если принять во внимание, что его сын стал премьер-министром страны, мы вполне можем утверждать, что симуляция крайне важна для воплощения действий уже в реальном мире.

Когда говорим об альтернативной истории в кинематографе, на ум приходит нашумевший несколько лет назад сериал по роману того же Филипа Дика «Человек в Высоком Замке», где Германия и Япония побеждают во Второй Мировой. А тем, кто сериалы не любит или принципиально не смотрит, память мгновенно подбрасывает сцену убийства Адольфа Гитлера в «Бесславных ублюдках» Тарантино. Так?

Квентин Тарантино позаигрывал с историей и в последней своей картине, задавшись вопросом, как бы всё повернулось, если бы соседи Романа Полански «выключили» бы банду Чарли Мэнсона.

Понятно, что это вот сослагательное наклонение «если бы…» - чистой воды эскапизм, и мы самозабвенно бежим от реальности по кадрам кинопленки или строчкам книг. Нам мало реальности. Нам надо больше! Так давайте размоем границы того, что есть.

Киноманы со стажем вспомнят знаменитую сцену из «Планеты обезьян» 1968-го года. Когда главный герой, весь фильм до этого скитавшийся по неведомой и далекой планете разумных приматов, вдруг останавливается, как вкопанный. А затем мы видим вкопанную практически по плечи статую Свободы и понимаем, что все действия картины происходили на нашей с вами Земле, только спустя многие века.

В 1983-м году выходит картина «Военные игры», которая если и не производит фурор, то просто выдвигается на премию «Оскар» сразу в трех номинациях. По сюжету фильма талантливый подросток взламывает сеть Министерства обороны США и погружается в мир военных симуляций. Играя за Советский Союз, паренек ставит весь мир на порог ядерной войны, поскольку симуляции оказываются вовсе не симуляциями. Через два года Орсон Скотт Кард напишет свою гениальную «Игру Эндера», которая получит сразу и «Хьюго», и «Небьюлу». Спойлерить не буду, скажу лишь, что сюжет весьма схож.

Непременное условие поджанра альтернативной истории – некий переломный момент, будь то путешествие во времени или же что-то незначительное, которое отдается по всему миру эффектом бабочки.

Однако к альтернативной истории относят также и полностью параллельный мир. Да-да, привет кинокомпании «Марвел» и их Людям Икс, к примеру.

-2

При этом, порой получается так, что исправив что-то в прошлом, мы получаем в настоящем куда более кошмарный мир. Здравствуй, Стивен Кинг и его «11.22.63», который не так давно был переработан в просто прекрасный сериал с Джеймсом Франко в главной роли.

К слову, вы заметили, что практически все альтернативные истории – это антиутопии? Так авторы и режиссеры показывают нам, что выбор, который был сделан – априори верен. Если бы всё было по-другому, всё было бы хуже.

Если задевать тему кинокомикосв, то помимо кукольных и упоминавшихся уже Людей Икс, есть более мрачная версия сосуществования с супергероями. «Хрантиели» мгновенно стали культовыми. Комиксы хороши, картина Зака Снайдера прекрасна, а сериал… будоражит то, что уже разбередила полнометражка.

Почему же нам так это нравится? Да точно так же. Как и с любыми фантастическими произведениями, нам нравится примерять все эти изменения, как новые костюмы. Только примеряем мы всё это великолепие не только на себя, но и на окружающий нас дивный новый мир.

Понравилась статья? Тогда ставь свой исторический лайк и подписывайся на канал – я его с нуля после блокировки возрождаю, поэтому мне важен каждый лайк. У меня тут море интересного, а в планах – еще больше. И друзьям про меня расскажи. Всех обнял.