Ольский городской округ – передовое муниципальное образование, еще с советских времен получившее умилительное прозвище «придворного района», продолжает гордо нести свои знамена и сегодня.
Полностью оправдывая конституционный принцип обособленности местного самоуправления от системы органов государственной власти, оно мужественно ведет борьбу с досадными препятствиями, чинимыми ему областными чиновниками и федеральным законодателем. Особенно остро эта борьба проявляется при осуществлении муниципального жилищного контроля.
Для читателя, далекого от склок и бюрократии, скажем, что «кошмарить управляшки» недовольные состоянием общедомового имущества и придомовых территорий возмущенные патриоты могут, обращаясь как в государственную жилищную инспекцию, так и в муниципальные органы жилищного контроля. Соответственно, тонко чувствующие злоупотребления со стороны УК и ТСЖ жители Ольского района в качестве альтернативы обращению в ГЖИ могут избрать воззвания к администрации Ольского городского округа. Она обязательно покарает виновных, однако марш справедливости будет немного омрачен сомнениями и переживаниями муниципальных чиновников.
Отчего же будут испытывать такие неприятные чувства муниципальные вершители судеб, спросите Вы.
Разумеется, от многолетнего непонимания своих задач и функций. Немного ретроспективы. Ознакомимся с Докладом об осуществлении муниципального контроля за 2017 год, размещенном на сайте Администрации округа.
Цитируем: Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов муниципального контроля и их должностных лиц, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления муниципального контроля, позволяет выявить неопределенность в исполнении некоторых из них, наличие признаков коррупциогенности. В связи с наличием противоречивой судебной и административной практики (в том числе создаваемой Государственной жилищной инспекцией Магаданской области) … возникает неопределенность в возможности проведения в рамках муниципального жилищного контроля проверок ресурсоснабжающих организаций.
В каждом ли случае поступления информации, например, о разбитых лампочках в подъезде либо об отсутствии уборки на лестничной площадке … орган местного самоуправления обязан проводить проверку в рамках статьи 165 ЖК РФ, а не в рамках ст.20 ЖК РФ?
В случае отсутствия в многоквартирном доме помещений муниципального жилищного фонда и поступлении информации о невыполнении договора управления … обязан ли орган местного самоуправления каждый раз по подобным обращениям проводить проверку в рамках статьи 165 ЖК РФ либо обязан перенаправлять такие обращения по подведомственности в Государственную жилищную инспекцию?
Обязан ли орган местного самоуправления проводить проверки … в отношении теплоснабжающей организации при поступлении информации (обращения) собственника помещения в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, о снижении качества предоставления коммунальной услуги отопления в его помещении? То есть по итогам осуществления года контрольной деятельности должностные лица Ольского городского округа (будем для экономии места дальше использовать аббревиатуру «ОГО», ее любят и в Администрации округа – есть в этом сочетании что-то залихватское и куражное) не уяснили для себя ее предмет – а как же тогда вообще осуществляли ее?
Да, только труса остановят сомнения, «война план покажет», как известно, поэтому сначала начнем осуществлять контроль, а потом разберемся, что там можно, что нельзя. Кстати, не имея полного понимания о том, что они делают, ребята из ОГО довольно бодро выносят предписания, штрафуют и прочими способами «жилищно контролируют».
Печально, что Жилинспекция своей неоднозначной деятельностью создает проблемы для ОГО, мы любим, когда между органами мир и согласие. Резюмируя свою деятельность за 2017 год, ОГО приходит к выводу о необходимости внесения изменений в законодательство — предлагается изложить в новой редакции: — часть 2 статьи 3 Закона Магаданской области от 11.11.2013 г. № 1661-ОЗ «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Магаданской области» — часть 1.1. статьи 20 ЖК РФ 2017 год прошел, за ним канул в лету 2018, а потом и 2019… Наверняка, за это время ОГО принял меры, разобрался с неопределенностью и коррупциогенностью правовых норм и реализовал свои предложения по совершенстствованию законодательства. Но это не точно.
Аналогичный Доклад об осуществлении муниципального контроля, уже за 2019 год. Что мы видим? Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов муниципального жилищного контроля и их должностных лиц, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления муниципального контроля, позволяет выявить неопределенность в исполнении некоторых из них, наличие признаков коррупциогенности.
Вот те раз! Три года прошло, а у муниципального ольского жилконтроля все та же неопределенность и коррупциогенность?
До настоящего времени остается неразрешенным вопрос о предмете муниципального жилищного контроля как такового, соответствуют ли положения областного законодательства, раскрывающего такой предмет, требованиям федерального законодательства. Закон Магаданской области от 11.11.2013г. № 1661-ОЗ «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Магаданской области», по мнению Администрации Ольского городского округа, противоречит федеральному законодательству (п.10 ч.2 ст.3 Закона №1661-ОЗ противоречит п.8.1. ст.13 и ч.1. ст.20 ЖК РФ). По сей день трудности у муниципальных жилищных инспекторов МО «Ольский городской округ» возникают при разграничении проверок в рамках ст. 20 ЖК РФ (муниципального контроля и государственного надзора) и проверки соблюдения управляющей организацией договора управления многоквартирным домом (ч.1.1. ст. 165 ЖК РФ).
Снова все то же? То есть Ольский городской округ так и продолжает «блуждать во мраке»? контролирует нечто неопределенное, осуществляя при этом совершенно определенное административное давление на граждан и организации? Может быть, хотя бы с законодательными инициативами дело обстоит иначе?
Нет, снова ОГО предлагает внести изменения в часть 2 статьи 3 Закона Магаданской области от 11.11.2013 г. № 1661-ОЗ «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Магаданской области». И снова в Жилищный кодекс – но уже не в ст. 20, а в ст. 165 ЖК РФ (план поменялся, видимо).
Хочется задать уважаемому главе администрации ОГО Денису Викторовичу Морозову вопрос? Почему Вы не содействуете Вашим подчиненным в обучении и повышении квалификации, если несколько лет подряд для них непонятен предмет выполняемой ими функции? Почему не предпринимаете мер по реализации законодательных инициатив по изменению регионального и федерального законодательства, если нормы регионального законодательства противоречат федеральным нормам, а все вместе они обладают признаками коррупциогенности?
Почему не выполняете поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по борьбе с коррупцией? Ведь обнаруживая проблему и не искореняя ее, обнаруживший способствует усугублению последней. В прочем, не исключено, что руководство ОГО пытается что-то изменить в сложившейся ситуации, но противодействие со стороны Правительства Магаданской области либо законодательных органов ставят непреодолимый барьер на пути искателей справедливости.