Что для нас ювелирное искусство?
Древнейший вид искусства. Если уйти вглубь истории, предстоит в ином мире. Украшения народов схожи и отличаются друг от друга. Своеобразные знаки, социальный статус владельца и ряд украшений, которые имели магический смысл.
Когда мы примеряем или носим украшения, не задумываемся как человечество пришло к такому феномену, который уходит своими корнями в глубину тысячелетий, очень далеко, можно сказать в эпоху палеолита (каменный век). Удивительно, специфика первобытного искусства - социальная и религиозная. Украшения использовались как амулеты и обереги, защита от злых духов. По украшениям определялся статус, кто есть кто в племени, к примеру: вождь, воин, охотник.
Человек приобретая украшения, придает значение драгоценным камням и символике. По украшениям, где бриллианты в один карат и более, определяем статусного человека. К чему веду, что мы не изменились с того времени, возможно подсознательно заложено в нас «наследственные знания».
Культурный феномен характерен не только для Европы, но и для скифского мира. Изучая, погружаешься в тот мир, где уже знали бронзу, железо, серебро, золото. В украшениях выделяется скифский манер с элементами греческих и древневосточных художественных традиции. Речь идет о зверином и полихромном стиле. Но чтобы разобраться в этих стилях с его историей, следует разгадать целый исторический кроссворд, где на сегодняшний день исследуют ученые. Мне показалось любопытным, если развернуть этот феномен во времени, мы получим историю угасания и возрождения.
Давайте перенесемся в «совдеповское» время, где все было массовое, безликое, индивидуальность исключалось. Заводы штамповали миллионные тиражи ювелирных украшений, одна и та же модель, что для молодой девушки, то и для возрастной женщины. В тот период партийная номенклатура решила, что советские женщины и так красивы своей внутренней красотой. Натуральные камни заменены на синтетические, где изделия были лишены наполненности и значимости, но стоит отметить, сделаны на совесть!!!
На сегодня с красотой намного лучше, большой выбор, украшения доступны. Новые технологии кардинально перевернули ювелирный мир. Но опять-таки есть НО. Переключились на масс-маркет, на массовое производство, перенимая дизайн, что иногда удручает современных дам. Ювелирные изделия перестают быть уникальными, интересные дизайны ставят на поток, втискивается в стандартную схему. К сожалению, видим обесценивание творчества художника–ювелира. Для массового производства другие требования, продукция создается в упрощенном виде. Как автор методических пособий для ювелирного салона, знаю «политику» изнутри, замечу, ювелирное дело воспринимают как площадку для бизнеса, забывая о том, что все-таки это искусство. В нем собраны все открытия, технологии, вся история, существовавшие на весь период времени.