Найти в Дзене
INTELLECT & CREATIVE

Творчество сжимает время (рапид) | 1

Явление рапида или сжатие времени в творчестве. Художники и писатели на пике вдохновения испытывают то же явление субъективного сжатия времени и демонстрируют чудеса производительности, как и элитные спортсмены. Все происходит на едином порыве! Художнику при этом кажется, что времени прошло не слишком много - все аналогично опыту спорта высоких достижений.

Поразителен опыт И. Айвазовского. Он написал около шести тысяч живописных полотен. Получается в среднем около 3-5 дней на холст!

А теперь внимание! Обладая феноменальной памятью, он писал свои картины не с натуры, а в мастерской, считая, что "движение живых стихий неуловимо для кисти".

Карл Брюллов: «Я видел ваши картины на выставке и вдруг ощутил на губах соленый вкус моря... Видно, что вы одарены исключительной памятью, сохраняющей впечатления самой натуры. Это важно для истинного художника».

Именно привычка к высокому темпу работы активизирует память и восприятие. Вот как Айвазовский пришел к своему методу:

В Сорренто три недели писал он виды с натуры, обследуя все окрестные пляжи. А после Айвазовский изобразил в мастерской по памяти две картины. Каково же было изумление художника, когда на выставке зрители равнодушно проходили мимо его «натуры» и надолго замирали у «придуманных» рассвета и заката. С этого момента он перестал пытаться втиснуть себя в рамки, которые явно были для него тесны. Художник всегда носил с собой блокнот с карандашом, чтобы делать наброски, эскизы, но писал отныне только в мастерской.

«Буря на Северном море» — одно из самых значительных произведений-иллюстраций.

Буря на Северном море. 1865 год, масло, акварель, 276x202 см. Феодосийская картинная галерея, Феодосия.
Буря на Северном море. 1865 год, масло, акварель, 276x202 см. Феодосийская картинная галерея, Феодосия.

И. К. Айвазовского вдохновляла работа на тему борьбы человека со стихией. Картина поражает виртуозной техникой исполнения и эмоциональной насыщенностью. В ней впечатляет и эпический размах, и особый напряженный колорит.
Эта большое произведение (его площадь составляет около 6 кв. м - 276x202 см) было выполнено художником за очень короткое время —
в течение пяти дней. По собственному признанию мастера, картина создавалась им на высоком творческом подъеме, поскольку сюжет этого произведения вдохновлял его больше всего. На картине изображено ночное кораблекрушение в открытом море, на фоне озаренного ярким лунным светом неба. Художник мастерски изобразил рваные тучи, ураганный ветер, корабль среди огромных волн и полную луну, проглядывающую сквозь черные тучи и освещающую ярким светом бушующие волны, гибнущее судно и группу обессиливших людей на обломках мачт.

Часто в пример (возможно, ошибочно) приводят картину "Хаос. Сотворение мира", которая была написана в Италии, заслужила безусловное одобрение специалистов и была подарена им Ватикану.

Иван Айвазовский. Хаос. Сотворение мира. Chaos. The Genesis. 1841 г. Armenian-catholic Mechitarist monastery, San Lazzaro degli Armeni, Venice.
Иван Айвазовский. Хаос. Сотворение мира. Chaos. The Genesis. 1841 г. Armenian-catholic Mechitarist monastery, San Lazzaro degli Armeni, Venice.

Ее размер "всего" 106×75 см (бумага, масло). Местонахождение картины: Armenian-catholic Mechitarist monastery, San Lazzaro degli Armeni, Venice.

Айвазовскому довелось ночевать в комнате-музее Байрона на острове Святого Лазаря в Венеции. Брат художника Гавриил выбрал церковный путь. Когда Иван Айвазовский приезжал к нему на остров святого Лазаря, его поселили в комнате, в которой останавливался Байрон. Эту комнату в монастыре сохраняли как музей. Всё в ней оставалось таким, каким было при визите поэта. Честь остановиться в ней выпадала редким счастливчикам и считалась знаком особого уважения лазаритов. Молодой художник был очень взволнован этим фактом, ему казалось, что таким образом он получает благословение поэта-романтика. В чем-то это справедливо: Айвазовский мог быть мистиком, мог — реалистом, но природа его таланта очевидно романтическая. Примечательно, что именно после ночи, проведенной в комнате Байрона, и утренней долгой беседы с братом художник окончательно решил изменить свою фамилию, убрав букву «Г» и став из Гайвазовского Айвазовским.

Не сохранилось точных сведений о времени, затраченном на написания картины. Но по некоторым свидетельствам Айвазовский создал ее за 9 часов!

В Италии Айвазовский создал такой «Хаос», что даже Папа Римский оказался впечатлен. Речь о великолепном полотне в нехарактерном для Айвазовского мистическом жанре. Вдохновившись библейской строкой «и Дух Божий носился над водою», он воплотил ее на холсте. Картину пожелал приобрести Папа Римский Григорий XVI. Не один день мастерскую Айвазовского посещали бесконечные процессии, состоящие из прелатов, кардиналов и прочих высокопоставленных особ. Не замеченные до той поры в особом пристрастии к русскому искусству, все эти комиссии не смогли отыскать в работе изъяны, которые бы сделали ее недостойной галереи Ватикана. Папа приобрел картину, а Айвазовского наградил Золотой медалью, что утвердило его славу как чудотворца кисти. Гоголь, с которым Айвазовский сдружился в Риме, отлично скаламбурил по этому поводу: «Исполать тебе, Ваня! Пришел ты, маленький человек, с берегов далекой Невы в Рим и сразу поднял хаос в Ватикане! И ведь что обидно, подыми я в Ватикане хаос, мне бы в шею за это дали, писаке, а Ване Айвазовскому дали золотую медаль…» Источник Arthive.com

Очень сильная, наполненная энергией и глубиной акта Сотворения работа! В этой картине художнику удалось объединить три стихии – свет, воду и воздух, и таким путем отобразить борьбу светлого и темного начала, неизбежно сопровождающую сотворение нового мира и преодоление вселенского хаоса. Внимательный зритель без труда узнает в этом темном, будто бы грозовом, облаке, Темного Ангела, которому была подвластна бушующая хаотичная стихия до появления света. Но он обезглавлен, а значит – будет повергнут. На его место придет яркое солнце, несущее в этот мир покой и умиротворение.

Наверное, секрет динамичного времени Айвазовского и в памяти, и в том, что он нашел соединение бурной силы моря и энергии творческой стихии 🎨