Найти тему
сЧётчик

Загадка старой книги. Дело третье: С. Тофан, "Дикий колхоз"

Загадка старой книги. 

Дело третье. С. Тофан, "Дикий колхоз". ГИХЛ, 1931 год.

Как шёл советский литературный процесс в 1930-31 годах?

До разгона литобъединений и появления Союза писателей оставался год, и различные творческие союзы и организации вырастали, как грибы. Чаще - как пресловутый РАПП - с желанием быть святее Папы и левее партии, но всё же. С тем же РАППом можно было и пободаться.

До появления термина "социалистический реализм" оставалось четыре года.

В 31-м году на основе Общества крестьянских писателей появляется (и просуществует ровно год) ВОПКП - всероссийское объединение пролетарско-колхозных писателей.

В 1931-м году была организована кампания по призыву колхозников-ударников в литературу. Набрали 600 человек (наш сегодняшний герой - из их числа). Ударникам предоставили хорошо оплачиваемые творческие отпуска - для написания произведений о колхозной жизни.

Зачем такая прорва новоиспеченных писателей?

Шла коллективизация. Тридцатый год выдался богатым на крестьянские восстания и бунты. Глупо думать, что коллективизация проводилась исключительно репрессивными мерами, батальонами чекистов. В том же "Диком колхозе" герой просит дать ему в помощь партийцев или хотя б комсомольцев - не дают, не хватает людей. 

Цель ВАПКП была озвучена так: писатели должны были "художественно аргументировать преимущества колхозной системы над системой индивидуального хозяйства".

Теперь о книге.

-2

"Дикий колхоз" вышел в ГИХЛ, в серии "Новинки пролетарско-колхозной литературы". С портрета на нас глядит немолодой уже человек, подпись к портрету гласит: "С. Тофан, колхозник-ударник, призванный в литературу".

-3

Итак, где-то под Харьковом создана крестьянская артель, но она совсем фальшивая: несколько семей захватили большинство земель и оставшихся от помещика построек. Они спекулируют хлебом, вызывая искусственный дефицит, держат батраков, а требования государства выполняют формально, крючкотворски. Бедняки периодически голодают. "Крепкие хозяйственники" ведут себя совершенно по-скотски и ссорятся даже между собой, но изменить существующий порядок вещей крайне трудно. И вот в "дикий колхоз" приезжает сознательный (хотя и беспартийный) москвич Иван Лопата.

Никакой победительности - почти два года над Иваном натурально измываются, он работает в долг, даром. Все его предложения саботируются, инициативы тонут в липком артельном быту. И сам он часто впадает в отчаяние, сомневается, а иногда и опускает руки. Вдобавок ко всему, на личном фронте ему тоже не везёт - красавица Олимпиада ("упругая, полная, с ровным загаром полускрытого лёгким платьем тела") играет с ним, но выходит замуж за сына кулака Кравченко.

В итоге всё, казалось бы, выправляется, но как-то наполовину: у победивших бедняков множество противоречий, главный кулак покончил с собой, но остальные остались, а Олимпиада, подобно Офелии, сходит с ума.

Автор иногда несколько косноязычен, что-то звучит специфически ("поработали дружно, обсеменив часть полей"), но иногда и удивительно точен; порой кажется, что где-то здесь начинается Платонов.

Наиболее сильная сторона книги - создание автором удушливой, живописно-отвратительной атмосферы артели. Тяжёлое чувство остаётся по прочтении: там, где раньше верховодил "дикий барин", какой-нибудь Мишука раннего Алексея Толстого, теперь орудует "дикий колхоз" Тофана, и неизбывно всё это. Предпринимательская инициатива, ловкость оборотов, неизбежный успех хитрого и душного - всё по заветам Айн Рэнд, не к ночи будь она помянута.

И закончится всё это могло только взрывом.

А загадка такова: интересно, как сложилась судьба С. Тофана? С литературой, видимо, не срослось - как он жил дальше? Не нашёл даже его имени, увы.

#дикийколхоз #загадкастаройкниги #коллнктивизация #книга #книги