Найти тему
Тимофеева Наталья

Скандинавские пути-дороги

Путешествовали мы по Скандинавии на экскурсионном автобусе. Сначала отправились в Стокгольм из Таллина на пароме (вместе с автобусом), потом проехали на самый юг Швеции, оттуда на пароме в Данию и обратно, дальше поехали в Норвегию, возвращались домой через Швецию и Финляндию. Кроме всего увиденного в городах, особого рассказа заслуживают скандинавские пути-дороги.

Такие паромы ходят между Таллином и Стокгольмом
Такие паромы ходят между Таллином и Стокгольмом

Чтобы посмотреть на Таллин с моря мы даже отказались от парадного паромного ужина. Ради вида на любимый город, в котором родились наши дети, и неподалеку от которого прошло немало лет нашей жизни, можно было пожертвовать и большим.

Вид на Таллин
Вид на Таллин

Паром из Таллина в Стокгольм идет всю ночь, он выходит вечером, а прибывает утром. Последние примерно 50 км паром идет среди островов Стокгольмского архипелага. Об этом участке пути расскажу в отдельной статье, уж очень путь этот живописный.

Один за другим идут паромы среди бесчисленных островов Стокгольмского архипелага
Один за другим идут паромы среди бесчисленных островов Стокгольмского архипелага

Шведские дороги хороши, ехать не скучно, пейзажи все время меняются. Часть пути на юг проходит по берегу огромного озера Веттерн.

Озеро Веттерн
Озеро Веттерн

В Швеции мы переночевали в городе Хельсингборг, а утром отправились в Данию. Напротив шведского Хельсингборга находится датский Хельсингёр. Между ними пролив шириной меньше пяти километров. Паром проходит его минут за двадцать. На пароме есть ресторанчик, в котором при нас сидела веселая компания и что-то отмечала. Местный народ, пользуясь льготными ценами на алкоголь на нейтральной территории между странами, путешествует в этом ресторане туда-обратно по несколько раз, не сходя на берег. Забавно.

Вид на Хельсингёр
Вид на Хельсингёр

По Дании мы ездили совсем мало, поэтому особого впечатления от датских дорог не осталось. Впереди нас ждали норвежские пути-дороги, которые превзошли все наши ожидания.

В Норвегии есть горная железная дорога с очень крутым подъемом. Когда по ней перестали возить грузы, и снизился пассажиропоток, ее хотели закрыть. Потребовались специальные маркетинговые исследования, чтобы начать возить по ней туристов. Норвежцы без этих исследований не видели в дороге ничего особенного. Они просто привыкли к красоте, которая их повсюду окружает с самого рождения. А туристы теперь не отлипают от окон на протяжении всего пути по этой дороге.

Вид из окна поезда на Фломской дороге
Вид из окна поезда на Фломской дороге

В Норвегии одни только фьорды чего стоят! По ним ходят паромы, перевозя людей и грузы. Про фьорды у меня тоже отдельная статья.

Фьорд
Фьорд

Кроме фьордов Норвегия славится огромным количеством водопадов. Они нам встречались повсюду – и по берегам фьордов и вдоль дорог. Вот только большинство из них в конце апреля еще спало, некоторые просыпались прямо у нас на глазах, с шумом разбрасывая снег, лед и брызги воды. Встретился по пути только один полностью проснувшийся.

Автомобильные дороги в Норвегии тоже хороши необыкновенно. Вот уж где не заскучаешь! Это у нас дороги в основном прямые, как стрелы. А там они петляют, и за каждым поворотом новый красивый пейзаж. Пока ехали из Осло в Берген по трассе E16, видели снежный перевал и самый длинный в мире тоннель. Кроме того, по пути встречаются живописные озера, большие и маленькие.

В озерах, как в зеркале, отражаются облака.

Ближе к перевалу в заснеженных горах встречаются одинокие домики. Это такие у норвежцев дачи, любят они уединение.

Дача
Дача

Дорогу на перевале часто заносит снегом. Чтобы ее совсем не потерять, по обочинам ставят высокие вехи.

Трасса E16
Трасса E16

Достопримечательность трассы Е16 – 24,5-километровый Лердальский тоннель. Это самый длинный автомобильный тоннель в мире. Построили его всего за пять лет, с 1995 по 2000 годы. Для остановки транспорта в тоннеле на одинаковых расстояниях устроены три «пещеры», которые подсвечивается желто-голубым сиянием. В одной такой «пещере» и наш автобус останавливался.

В тоннеле нет аварийных выходов. На случай аварий и пожаров через каждые полкилометра предусмотрено 15 ниш для разворота крупного транспорта.

Возвращались мы из Бергена в Осло по другой дороге. Тогда, в апреле 2012 года, еще не было Хардангерского моста, поэтому Хардангер-фьорд мы пересекали на пароме.

А потом опять ехали по заснеженным горам, по дороге в высокими вехами.

Я рассказала только о самых ярких воспоминаниях о скандинавских путях-дорогах. Красота там на кадом шагу. Особая красота, суровая и величественная.

Список всех статей про Скандинавию здесь.

Подписывайтесь на мой канал про путешествия, чтобы не пропустить новые публикации про разные города и страны.

Все фотографии и видео на канале из семейного архива.