Найти тему
Романтика окраин

Алексеевская соединительная линия. Часть 2-я. Савёловский вокзал - Рижский вокзал.

Продолжаем нашу виртуальную прогулку по Алексеевской соединительной линии, которая связывает Смоленское, Савёловское, Рижское, Курское направления МЖД, а также Ленинградское направление Октябрьской дороги. Сегодня вторая часть того материала, который я отснял по ней прошлой осенью. В прошлый раз мы гуляли от Белорусского вокзала до Савёловского, а сегодня пройдёмся от него до Рижского, также я покажу вам доживающий свои последние дни Рижский грузовой двор.

По традиции напоминаю, что хождение по железнодорожным путям - опасно!

1. Переезд на улице Двинцев. Под контактной сетью два главных пути Алексеевской ветви, слева бывший подъездной путь московского компрессорного завода «Борец», а справа от главных ранее был ещё подъездной путь завода «Станколит», он отходил от главных в сторону Сущёвского вала.
1. Переезд на улице Двинцев. Под контактной сетью два главных пути Алексеевской ветви, слева бывший подъездной путь московского компрессорного завода «Борец», а справа от главных ранее был ещё подъездной путь завода «Станколит», он отходил от главных в сторону Сущёвского вала.
2. Вот он отмечен на карте 1968-го года рядом с Миусским кладбищем. Правда, на карте он как бы отходит от главных, а на самом деле он почти на всём протяжении до сих пор лежит от них отдельно от самого Рижского грузового двора. Также на карте отмечена ныне не существующая ныне соединительная Царская ветка, о которой я упоминал в предыдущем посте.
2. Вот он отмечен на карте 1968-го года рядом с Миусским кладбищем. Правда, на карте он как бы отходит от главных, а на самом деле он почти на всём протяжении до сих пор лежит от них отдельно от самого Рижского грузового двора. Также на карте отмечена ныне не существующая ныне соединительная Царская ветка, о которой я упоминал в предыдущем посте.
3. Путь «Борца» мёртв, как, к сожалению, и сам «Борец»... Завод был основан 24 октября 1897 года немецким промышленником, статским советником и купцом 1-й гильдии Густавом Листом на бывшей окраине Москвы за Бутырской заставой. Тогда ещё завод назывался «Бутырский машиностроительный завод Густава Листа» и строился по проекту архитекторов Николай Струкова (цех, 1898 год) и Николай Поликарпова (цех, склад, больница — около 1909 года). Свою деятельность завод начал с изготовления ручных пожарных насосов, затем перешёл к производству поршневых и центробежных насосов, а в 1910 году заводом был выпущен первый российский компрессор.

За активное участие в революционном движении завод в 1922 году получил новое название — «Борец». На заводе работали многие знаменитости: Анатолий Железняков (впоследствии — герой гражданской войны, известный как матрос Железняк), Герои Советского Союза: Зоя Космодемьянская (работала в ОТК завода), генералы авиации Серафим Бирюков (токарь) и Иван Цапов (модельщик), военный лётчик Алексей Никитин. С 1927 года заводом начала издаваться собственная еженедельная газета «Борец». В 1986 году на заводе проведена комплексная реконструкция и модернизация, введены в эксплуатацию станки с числовым программным управлением.

В 2008 году завод был закрыт, владельцы предприятия перенесли производственные мощности на компрессорный завод в Краснодаре (в 2010 году краснодарский завод был также назван «Борец»). В середине 2010-х годов участок площадью 12,8 га был продан, сейчас на его месте возводится ЖК "Шереметьевский". Справа также виднеется бывший подъездной путь «Станколита».
3. Путь «Борца» мёртв, как, к сожалению, и сам «Борец»... Завод был основан 24 октября 1897 года немецким промышленником, статским советником и купцом 1-й гильдии Густавом Листом на бывшей окраине Москвы за Бутырской заставой. Тогда ещё завод назывался «Бутырский машиностроительный завод Густава Листа» и строился по проекту архитекторов Николай Струкова (цех, 1898 год) и Николай Поликарпова (цех, склад, больница — около 1909 года). Свою деятельность завод начал с изготовления ручных пожарных насосов, затем перешёл к производству поршневых и центробежных насосов, а в 1910 году заводом был выпущен первый российский компрессор. За активное участие в революционном движении завод в 1922 году получил новое название — «Борец». На заводе работали многие знаменитости: Анатолий Железняков (впоследствии — герой гражданской войны, известный как матрос Железняк), Герои Советского Союза: Зоя Космодемьянская (работала в ОТК завода), генералы авиации Серафим Бирюков (токарь) и Иван Цапов (модельщик), военный лётчик Алексей Никитин. С 1927 года заводом начала издаваться собственная еженедельная газета «Борец». В 1986 году на заводе проведена комплексная реконструкция и модернизация, введены в эксплуатацию станки с числовым программным управлением. В 2008 году завод был закрыт, владельцы предприятия перенесли производственные мощности на компрессорный завод в Краснодаре (в 2010 году краснодарский завод был также назван «Борец»). В середине 2010-х годов участок площадью 12,8 га был продан, сейчас на его месте возводится ЖК "Шереметьевский". Справа также виднеется бывший подъездной путь «Станколита».
4. Платформа Станколит, как уже упоминалась в предыдущем посте с ноября 2019-го также временно выведена из пассажирской эксплуатации. Скорее всего, она будет реконструирована и затем открыта уже в составе Киевско-Горьковского диаметра МЦД (D4 Апрелевка - Железнодорожный).
4. Платформа Станколит, как уже упоминалась в предыдущем посте с ноября 2019-го также временно выведена из пассажирской эксплуатации. Скорее всего, она будет реконструирована и затем открыта уже в составе Киевско-Горьковского диаметра МЦД (D4 Апрелевка - Железнодорожный).
5. Взгляд назад.
5. Взгляд назад.
6. И ещё с платформы. Слева лежит заброшенный ныне путь «Станколита». Ранее он тоже пересекал улицу Двинцев и по дуге уходил влево на заводскую территорию. 

Сам чугунно-литейный завод «Станколит» был построен на Складочной улице к 1934 году и выпускал чугунные отливки для станкостроительных заводов. В военный период завод работал для фронта, для Победы, производя мины. В годы послевоенных пятилеток «Станколит» стал основной литейной базой станкостроения, школой передового опыта специализированного литейного производства. В 1950-м году на заводе впервые в мировой практике ор­ганизовано поточное производство отливок для станкостроения. С 70-х годов на заводе действует автоматическая формовочная линия для мелких отливок, стержни изготовля­ются на комплексно-механизированных линиях. В 1967-м году на заводе отлиты 12 колонн для восстановления Триумфальной арки в Москве. 

В 1977-м году впервые в СССР 15 отливкам присвоен Государственный знак качества, что соста­вило около 20% (по массе) выпуска литья. В 1979 на заводе было более 1840 ударни­ков, 174 бригады коммунистического труда. Более 2300 работников удостоены прави­тельственных наград, бывший директор завода П. Ф. Кулешов и контролёр К. П. Лёвушкина — звания Героя Социалистического Труда, одно­му работнику присуждена Ленинская премия, двум — Государственная премия СССР. Завод награж­дён орденами Ленина (1966) и Трудо­вого Красного Знамени (1976). Име­ется Дом культуры (в нём музей исто­рии завода, с 1978). Многотиражная газета «За красное знамя» (с 1931 — с начала строительства завода).

В постсоветский период рухнули налаженные экономические связи между бывшими республиками СССР и российскими регионами, «Станколит» стал банкротом. Сейчас на его территории расположены офисы, торговые площади, автомойки и т.д.
(Источник - https://evgechesnokov.livejournal.com/98169.html).
6. И ещё с платформы. Слева лежит заброшенный ныне путь «Станколита». Ранее он тоже пересекал улицу Двинцев и по дуге уходил влево на заводскую территорию. Сам чугунно-литейный завод «Станколит» был построен на Складочной улице к 1934 году и выпускал чугунные отливки для станкостроительных заводов. В военный период завод работал для фронта, для Победы, производя мины. В годы послевоенных пятилеток «Станколит» стал основной литейной базой станкостроения, школой передового опыта специализированного литейного производства. В 1950-м году на заводе впервые в мировой практике ор­ганизовано поточное производство отливок для станкостроения. С 70-х годов на заводе действует автоматическая формовочная линия для мелких отливок, стержни изготовля­ются на комплексно-механизированных линиях. В 1967-м году на заводе отлиты 12 колонн для восстановления Триумфальной арки в Москве. В 1977-м году впервые в СССР 15 отливкам присвоен Государственный знак качества, что соста­вило около 20% (по массе) выпуска литья. В 1979 на заводе было более 1840 ударни­ков, 174 бригады коммунистического труда. Более 2300 работников удостоены прави­тельственных наград, бывший директор завода П. Ф. Кулешов и контролёр К. П. Лёвушкина — звания Героя Социалистического Труда, одно­му работнику присуждена Ленинская премия, двум — Государственная премия СССР. Завод награж­дён орденами Ленина (1966) и Трудо­вого Красного Знамени (1976). Име­ется Дом культуры (в нём музей исто­рии завода, с 1978). Многотиражная газета «За красное знамя» (с 1931 — с начала строительства завода). В постсоветский период рухнули налаженные экономические связи между бывшими республиками СССР и российскими регионами, «Станколит» стал банкротом. Сейчас на его территории расположены офисы, торговые площади, автомойки и т.д. (Источник - https://evgechesnokov.livejournal.com/98169.html).
7. Платформа Станколит.
7. Платформа Станколит.
8. От завода «Борец» ныне осталась только вот эта часть снесённого цеха, возведённая в 1898 году и ещё одно строение.
8. От завода «Борец» ныне осталась только вот эта часть снесённого цеха, возведённая в 1898 году и ещё одно строение.
9. При этом заградительный светофор переезда на подъездном пути завода до сих пор, словно ничего не произошло, светит запрещающим сигналом.
9. При этом заградительный светофор переезда на подъездном пути завода до сих пор, словно ничего не произошло, светит запрещающим сигналом.
10. Варварство!
10. Варварство!
11. А вот второе сохранённое заводское строение. Это бывшая водонапорная башня завода, на которой также располагался вышковой наблюдательный пост противовоздушной обороны. Сооружена в 1898 году.
11. А вот второе сохранённое заводское строение. Это бывшая водонапорная башня завода, на которой также располагался вышковой наблюдательный пост противовоздушной обороны. Сооружена в 1898 году.
12. Справа от платформы расположен Московский комбинат твёрдых сплавов им. С. П. Соловьёва. Основан в 1936 году. Назван в честь Степана Порфирьевича Соловьёва (1894-1967) - государственного и хозяйственного деятеля, Героя Социалистического Труда, заместителя наркома цветной металлургии СССР. С 1953 года и до конца жизни он возглавлял комбинат твёрдых сплавов. На территории комбината в 1973 году был установлен бюст С. П. Соловьёва. Ныне принадлежит шведской компании Sandvik AB.
12. Справа от платформы расположен Московский комбинат твёрдых сплавов им. С. П. Соловьёва. Основан в 1936 году. Назван в честь Степана Порфирьевича Соловьёва (1894-1967) - государственного и хозяйственного деятеля, Героя Социалистического Труда, заместителя наркома цветной металлургии СССР. С 1953 года и до конца жизни он возглавлял комбинат твёрдых сплавов. На территории комбината в 1973 году был установлен бюст С. П. Соловьёва. Ныне принадлежит шведской компании Sandvik AB.
13. Вид в сторону Рижской. Алексеевская ветвь по путепроводам пересекает главные пути Рижского направления. Подъездной путь «Станколита» спускается вниз справа к пути "на Москву".
13. Вид в сторону Рижской. Алексеевская ветвь по путепроводам пересекает главные пути Рижского направления. Подъездной путь «Станколита» спускается вниз справа к пути "на Москву".
14. Октябрьский закат на Станколите.
14. Октябрьский закат на Станколите.
15.
15.
16. Мы спустились вниз. Здесь довольно оживлённое движение пешеходов, тем более, что путь заброшен.
16. Мы спустились вниз. Здесь довольно оживлённое движение пешеходов, тем более, что путь заброшен.
17. Пронеслась сдвоенная Ласточка.
17. Пронеслась сдвоенная Ласточка.
18. Путь "на Москву" Рижского хода.
18. Путь "на Москву" Рижского хода.
19. Он же в сторону платформы Дмитровская и бывшего Шереметьевского поста. Второй путь "от Москвы" располагается с другой стороны от путепроводов Алексеевской ветви. Шереметьевский пост и прогулку в ту сторону я покажу вам в другой раз.
19. Он же в сторону платформы Дмитровская и бывшего Шереметьевского поста. Второй путь "от Москвы" располагается с другой стороны от путепроводов Алексеевской ветви. Шереметьевский пост и прогулку в ту сторону я покажу вам в другой раз.
20. Аналогичный (только с противоположной стороны путепровода) вид этого разноуровнего пересечения 1907 – 1909 гг. Как видим, место не сильно изменилось за более, чем сто лет. Фото взято с Pastvu.com
20. Аналогичный (только с противоположной стороны путепровода) вид этого разноуровнего пересечения 1907 – 1909 гг. Как видим, место не сильно изменилось за более, чем сто лет. Фото взято с Pastvu.com
 21. Алексеевская ветвь. Крайний левый путь - Рижское направление от Москвы.
21. Алексеевская ветвь. Крайний левый путь - Рижское направление от Москвы.
22. Путепровод Шереметьевской улицы.
22. Путепровод Шереметьевской улицы.
23. И взгляд в обратную сторону с Ласточкой.
23. И взгляд в обратную сторону с Ласточкой.
24. Алексеевская ветвь пошла поверху дальше, мы идём правее, по путям Рижского направления, к грузовому двору и вокзалу. В сторону Каланчёвской я прогуляюсь и сниму те края уже как-нибудь позже, когда можно будет свободно гулять, где хочешь.
24. Алексеевская ветвь пошла поверху дальше, мы идём правее, по путям Рижского направления, к грузовому двору и вокзалу. В сторону Каланчёвской я прогуляюсь и сниму те края уже как-нибудь позже, когда можно будет свободно гулять, где хочешь.
25.
25.
26. Взгляд назад. Слева была замечена геологоразведочная буровая установка. Где-то здесь будут построены платформы Марьина Роща D2 и D4 МЦД, с которых можно будет перейти на одноимённые станции метро Люблинско-Дмитровской и строящейся Большой Кольцевой линий.
26. Взгляд назад. Слева была замечена геологоразведочная буровая установка. Где-то здесь будут построены платформы Марьина Роща D2 и D4 МЦД, с которых можно будет перейти на одноимённые станции метро Люблинско-Дмитровской и строящейся Большой Кольцевой линий.
27.
27.
28. Начинаются заброшенные пути Рижского грузового двора.
28. Начинаются заброшенные пути Рижского грузового двора.
29. Внезапно паровоз П36-0120. Он возит Поезд Победы и экскурсионные поезда. Красавец!
29. Внезапно паровоз П36-0120. Он возит Поезд Победы и экскурсионные поезда. Красавец!
30.
30.
31. Рижский грузовой двор в основном пустует с 2007-го года и вот до него уже дотянулись. Если верить сайту стройкомплекса, то "на месте Рижского грузового двора появится новый городской район, ориентированный на самые новейшие архитектурные и градостроительные тенденции по формированию качественной среды для жизни, работы и досуга. Архитектурно-градостроительную концепцию застройки разработают на международном конкурсе".
31. Рижский грузовой двор в основном пустует с 2007-го года и вот до него уже дотянулись. Если верить сайту стройкомплекса, то "на месте Рижского грузового двора появится новый городской район, ориентированный на самые новейшие архитектурные и градостроительные тенденции по формированию качественной среды для жизни, работы и досуга. Архитектурно-градостроительную концепцию застройки разработают на международном конкурсе".
32.
32.
33.
33.
34.
34.
35. Но пока что грузовой двор ещё на месте. И хотя заброшен, зато пасторально зарос травой. Все светофоры, кстати, при этом работают, что придаёт месту, особенно в сумерках дополнительный шарм.
35. Но пока что грузовой двор ещё на месте. И хотя заброшен, зато пасторально зарос травой. Все светофоры, кстати, при этом работают, что придаёт месту, особенно в сумерках дополнительный шарм.
36.
36.
37. Накат на путях практически везде полностью отсутствует.
37. Накат на путях практически везде полностью отсутствует.
38. Но красиво!
38. Но красиво!
39.
39.
40.
40.
41. Тишина, покой, природа, железная дорога. Что ещё нужно для счастья?
41. Тишина, покой, природа, железная дорога. Что ещё нужно для счастья?
42.
42.
43. Там можно медитировать.
43. Там можно медитировать.
44. Кое-где пути заросли в половину человеческого роста.
44. Кое-где пути заросли в половину человеческого роста.
45.
45.
46.
46.
47. Всё меньше в Москве подобных уголков. Скоро вообще не останется. Помню ещё те времена, когда здесь кипела жизнь, я частенько на 1-2 курсе проходил мимо от метро по пятницам в сторону дома школьного друга, посидеть, пообщаться... А за забором Рижского двора было шумно, шла работа и стояли контейнеры. Куда ушло то время?
47. Всё меньше в Москве подобных уголков. Скоро вообще не останется. Помню ещё те времена, когда здесь кипела жизнь, я частенько на 1-2 курсе проходил мимо от метро по пятницам в сторону дома школьного друга, посидеть, пообщаться... А за забором Рижского двора было шумно, шла работа и стояли контейнеры. Куда ушло то время?
48.
48.
49.
49.
50. Небольшая часть грузового двора (дальние пути) используется для отстоя пассажирских поездов Рижского направления (а их всего 3 - в Ригу, Великие Луки и Псков), а за ними - расположен железнодорожный музей и пути непосредственно Рижского вокзала.
50. Небольшая часть грузового двора (дальние пути) используется для отстоя пассажирских поездов Рижского направления (а их всего 3 - в Ригу, Великие Луки и Псков), а за ними - расположен железнодорожный музей и пути непосредственно Рижского вокзала.
51. Ну как же душевно-то, а!
51. Ну как же душевно-то, а!
52.
52.
53. Пути используются лишь для складирования старых рельсо-шпальных решёток.
53. Пути используются лишь для складирования старых рельсо-шпальных решёток.
54.
54.
55.
55.
56. Небольшая часть двора ещё осенью использовалась какими-то сомнительными автосервисами и складами. Но, по слухам, эту территорию уже зачищают под застройку. Впрочем, я не проверял.
56. Небольшая часть двора ещё осенью использовалась какими-то сомнительными автосервисами и складами. Но, по слухам, эту территорию уже зачищают под застройку. Впрочем, я не проверял.
57.
57.
58. Не смог отказать себе в удовльствии залезть на верхотуру РШР. Разумеется, долбанулся башкой и вообще это, как выяснилось, довольно непросто. Так что повторять категорически не рекомендую!
58. Не смог отказать себе в удовльствии залезть на верхотуру РШР. Разумеется, долбанулся башкой и вообще это, как выяснилось, довольно непросто. Так что повторять категорически не рекомендую!
59. Но всё же покорил вершину.
59. Но всё же покорил вершину.
60.
60.
 61. Прямо уходить не хотелось.
61. Прямо уходить не хотелось.
62.
62.
63. Это, кажется, пути, которые начинаются на фото № 27.
63. Это, кажется, пути, которые начинаются на фото № 27.
64. Тоже давно заброшены, но светофор всё так же светит вопреки всему. Однако, как я уже указывал выше, по слухам, эта территория уже зачищается. Тишине приходит конец.
64. Тоже давно заброшены, но светофор всё так же светит вопреки всему. Однако, как я уже указывал выше, по слухам, эта территория уже зачищается. Тишине приходит конец.
65.
65.
66.
66.
67. Всё это будет застроено.
67. Всё это будет застроено.
68. Пока ещё живая часть грузового двора. Здесь как раз отстаиваются немногочисленные на Рижском ходу поезда дальнего следования.
68. Пока ещё живая часть грузового двора. Здесь как раз отстаиваются немногочисленные на Рижском ходу поезда дальнего следования.
69. И спят Чмухи.
69. И спят Чмухи.
70.
70.
71.
71.
72.
72.
73. Судя по картинкам из интернета, здесь тоже всё будет застроено. Хотя, может быть, всё же пару путей для отстоя и оставят, но это будет уже совсем не то, что сейчас.
73. Судя по картинкам из интернета, здесь тоже всё будет застроено. Хотя, может быть, всё же пару путей для отстоя и оставят, но это будет уже совсем не то, что сейчас.
74. Ну, а как следствие, после застройки сильно увеличатся транспортные и людские потоки и постоянные пробки (особенно при съезде на ТТК), которые здесь и так жуткие - станут ещё больше. Вот она ещё одна обратная (и одна из наиболее неприятных) сторона вывода промзон и грузовых потоков по ж/д из Москвы.
74. Ну, а как следствие, после застройки сильно увеличатся транспортные и людские потоки и постоянные пробки (особенно при съезде на ТТК), которые здесь и так жуткие - станут ещё больше. Вот она ещё одна обратная (и одна из наиболее неприятных) сторона вывода промзон и грузовых потоков по ж/д из Москвы.
75. Но пока ещё здесь тихо и спокойно.
75. Но пока ещё здесь тихо и спокойно.
76. Наш старый друг-паровоз пыхтит.
76. Наш старый друг-паровоз пыхтит.
77. А Чмуха предаётся безмятежному сну в тишине бывшей грузовой станции.
77. А Чмуха предаётся безмятежному сну в тишине бывшей грузовой станции.
78. Вокзальные пути. Сюда подаются под высадку/посадку поезда дальнего следования, которые ходят по Рижскому направлению.
78. Вокзальные пути. Сюда подаются под высадку/посадку поезда дальнего следования, которые ходят по Рижскому направлению.
79. В сторону области.
79. В сторону области.
80. Кусочек экспозиции ж/д музея.
80. Кусочек экспозиции ж/д музея.
81. Крайние правые пути используют электрички с конечной на вокзале.
81. Крайние правые пути используют электрички с конечной на вокзале.
82. В сторону вокзала. Влево отходит путь на территорию бывшего веерного (на 7 стойл) депо, ныне - ЦТО ОАО «РЖД».
82. В сторону вокзала. Влево отходит путь на территорию бывшего веерного (на 7 стойл) депо, ныне - ЦТО ОАО «РЖД».
83. Ну, а мы выходим с территории станции Москва-Рижская и движемся в сторону метро.
83. Ну, а мы выходим с территории станции Москва-Рижская и движемся в сторону метро.
84. Здесь также расположена конечная станция общественного транспорта «Рижская». Первая троллейбусная линия до тогда ещё Ржевского вокзала от Петровки по улицам Каретный ряд, Садовой-Самотёчной, Садовой-Сухаревской и 1-й Мещанской (ныне — проспект Мира) была введена в эксплуатацию в 1935 году и стала одной из самых первых линий Московского троллейбуса. К Ржевскому вокзалу от Площади Революции был продлён троллейбусный маршрут № 2, который с этого времени стал курсировать по маршруту Дорогомиловская Застава — Ржевский вокзал. В 1938 году был запущен новый троллейбусный маршрут № 7 — Курский вокзал — Ржевский вокзал. В следующем 1939 году была открыта новая линия через Крестовский путепровод по Ярославскому шоссе до ВСХВ, по которой были продлены маршруты № 2 и 7. На кольце у Ржевского вокзала стали разворачиваться укороченные версии этих маршрутов под номерами 2к и 7к, повторявшие старые трассы основных маршрутов.
84. Здесь также расположена конечная станция общественного транспорта «Рижская». Первая троллейбусная линия до тогда ещё Ржевского вокзала от Петровки по улицам Каретный ряд, Садовой-Самотёчной, Садовой-Сухаревской и 1-й Мещанской (ныне — проспект Мира) была введена в эксплуатацию в 1935 году и стала одной из самых первых линий Московского троллейбуса. К Ржевскому вокзалу от Площади Революции был продлён троллейбусный маршрут № 2, который с этого времени стал курсировать по маршруту Дорогомиловская Застава — Ржевский вокзал. В 1938 году был запущен новый троллейбусный маршрут № 7 — Курский вокзал — Ржевский вокзал. В следующем 1939 году была открыта новая линия через Крестовский путепровод по Ярославскому шоссе до ВСХВ, по которой были продлены маршруты № 2 и 7. На кольце у Ржевского вокзала стали разворачиваться укороченные версии этих маршрутов под номерами 2к и 7к, повторявшие старые трассы основных маршрутов.
85. В 1941 году был запущен последний предвоенный троллейбусный маршрут в Москве под № 17 — Пл. Свердлова — Ржевский вокзал, однако в связи с началом Великой Отечественной войны он был отменён и восстановлен лишь после войны по другой трассе. Также была временно закрыта линия до ВСХВ, отменены троллейбусные маршруты № 2к, 7 и 7к, а маршрут № 2 вернулся на кольцо перед Ржевским вокзалом. В 1942 году маршрут 2к был восстановлен, затем в годы войны несколько раз продлевался до ВСХВ или до пл. Северянин, а потом снова укорачивался до Ржевского вокзала, пока в 1946 году вместе с маршрутом № 2 не был окончательно продлён до ВСХВ. Маршруты № 7 и 7к после войны были восстановлены по другой трассе. С 1947 по 1955 гг. маршрут № 2 в очередной раз был укорочен теперь уже до Рижского вокзала, а № 2к был временно отменён. В 1955 году маршрут № 2 был снова продлён до ВСХВ, а у Рижского вокзала до 1963 года снова разворачивался восстановленный маршрут № 2к.
85. В 1941 году был запущен последний предвоенный троллейбусный маршрут в Москве под № 17 — Пл. Свердлова — Ржевский вокзал, однако в связи с началом Великой Отечественной войны он был отменён и восстановлен лишь после войны по другой трассе. Также была временно закрыта линия до ВСХВ, отменены троллейбусные маршруты № 2к, 7 и 7к, а маршрут № 2 вернулся на кольцо перед Ржевским вокзалом. В 1942 году маршрут 2к был восстановлен, затем в годы войны несколько раз продлевался до ВСХВ или до пл. Северянин, а потом снова укорачивался до Ржевского вокзала, пока в 1946 году вместе с маршрутом № 2 не был окончательно продлён до ВСХВ. Маршруты № 7 и 7к после войны были восстановлены по другой трассе. С 1947 по 1955 гг. маршрут № 2 в очередной раз был укорочен теперь уже до Рижского вокзала, а № 2к был временно отменён. В 1955 году маршрут № 2 был снова продлён до ВСХВ, а у Рижского вокзала до 1963 года снова разворачивался восстановленный маршрут № 2к.
86. Какое-то РЖДшное здание.
86. Какое-то РЖДшное здание.
87. В 1963 году троллейбусные маршруты № 2 и 2к навсегда покинули проспект Мира, а к Рижскому вокзалу был запущен новый троллейбусный маршрут № 42 — Пл. Коммуны — Рижский вокзал, продлённый позднее до станции метро «Динамо». В 1977 году к нему присоединился продлённый от гостиницы «Северная» маршрут № 18 — Стрельбищенский пер. — Рижский вокзал. Именно эти два маршрута оборачивались перед Рижским вокзалом в последующие 40 лет. В 2001 году рядом с Крестовским путепроводом была построена вот эта полноценная конечная автобусно-троллейбусная станция с диспетчерской и отстойной площадкой.
87. В 1963 году троллейбусные маршруты № 2 и 2к навсегда покинули проспект Мира, а к Рижскому вокзалу был запущен новый троллейбусный маршрут № 42 — Пл. Коммуны — Рижский вокзал, продлённый позднее до станции метро «Динамо». В 1977 году к нему присоединился продлённый от гостиницы «Северная» маршрут № 18 — Стрельбищенский пер. — Рижский вокзал. Именно эти два маршрута оборачивались перед Рижским вокзалом в последующие 40 лет. В 2001 году рядом с Крестовским путепроводом была построена вот эта полноценная конечная автобусно-троллейбусная станция с диспетчерской и отстойной площадкой.
88. 29 мая 2017 года был отменён троллейбусный маршрут № 18, по трассе которого стали курсировать автобусы под номером Т18. Маршрут № 42 продолжал работать ещё 2,5 года, пока 10 сентября 2019 года не был окончательно отменён. Ещё 3 июня 2019 года часть троллейбусных выходов на этом маршруте была заменена электробусами, для чего на конечной станции были установлены зарядные устройства, к сентябрю перевод маршрута на электробусы был завершён. В связи с этим была выведена из эксплуатации троллейбусная линия на Рижской пл., улицам Сущёвский Вал, Нижняя и Верхняя Масловка и по Петровско-Разумовской аллее. Ныне здесь отстаиваются автобусы маршрутов:

м2 — Рижский вокзал – Фили;
Т18 — Рижский вокзал – Стрельбищенский пер.;
19 — Рижский вокзал – станция метро «Тимирязевская»;
33 — Рижский вокзал – Станция метро «Владыкино»;
38 — Рижский вокзал – Станция метро «Китай-город»;
84 — Рижский вокзал – Белорусский вокзал;
172 — Рижский вокзал – Осташковская ул.;
239 — Рижский вокзал – станция метро «Тимирязевская»;
265 — Рижский вокзал – станция метро «Бульвар Рокоссовского»;
714 — Рижский вокзал – ул. Павла Корчагина;
810 — Рижский вокзал – Тихвинская ул.

А также электробусы:
№ 42 — Рижский вокзал – Станция метро «Петровский парк»;
№ 778 — Рижский вокзал – Спартаковская пл.
88. 29 мая 2017 года был отменён троллейбусный маршрут № 18, по трассе которого стали курсировать автобусы под номером Т18. Маршрут № 42 продолжал работать ещё 2,5 года, пока 10 сентября 2019 года не был окончательно отменён. Ещё 3 июня 2019 года часть троллейбусных выходов на этом маршруте была заменена электробусами, для чего на конечной станции были установлены зарядные устройства, к сентябрю перевод маршрута на электробусы был завершён. В связи с этим была выведена из эксплуатации троллейбусная линия на Рижской пл., улицам Сущёвский Вал, Нижняя и Верхняя Масловка и по Петровско-Разумовской аллее. Ныне здесь отстаиваются автобусы маршрутов: м2 — Рижский вокзал – Фили; Т18 — Рижский вокзал – Стрельбищенский пер.; 19 — Рижский вокзал – станция метро «Тимирязевская»; 33 — Рижский вокзал – Станция метро «Владыкино»; 38 — Рижский вокзал – Станция метро «Китай-город»; 84 — Рижский вокзал – Белорусский вокзал; 172 — Рижский вокзал – Осташковская ул.; 239 — Рижский вокзал – станция метро «Тимирязевская»; 265 — Рижский вокзал – станция метро «Бульвар Рокоссовского»; 714 — Рижский вокзал – ул. Павла Корчагина; 810 — Рижский вокзал – Тихвинская ул. А также электробусы: № 42 — Рижский вокзал – Станция метро «Петровский парк»; № 778 — Рижский вокзал – Спартаковская пл.
89. Ну и бонусом - старая водонапорная башня депо Рижского вокзала XIX века.
89. Ну и бонусом - старая водонапорная башня депо Рижского вокзала XIX века.

И по Алексеевской ветви пока что всё. Надеюсь, что никто не пожалел, прочитав этот железнодорожный "диптих". Спасибо за проявленный интерес! Будьте здоровы и отличного вам настроения!

И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!