Найти тему
Рядом с детьми

Детей не оторвать от компьютера

Детям сложно остановить игру, но это не технологическая зависимость. Придется признать, что все дело в биологии: область мозга, которая контролирует импульсы и решения, формируется полностью примерно к 25 годам.

Фото: ExplorerBob/pixabay.com
Фото: ExplorerBob/pixabay.com

Каждый раз, когда ребенку приходится «выходить» из видеоигры не по своему желанию (пора делать уроки, обедать, спать…), начинается изнурительный армрестлинг между ним и родителями. Почему же так трудно убедить его остановиться? Может, у сына (дочери) уже игровая зависимость? Чаще всего – нет! Причина не имеет ничего общего с фантомной зависимостью от технологий, тем более что данная тема так до конца и не исследована учеными. Скорее всего, дело в префронтальной коре, расположенной в передней части лобных долей головного мозга (подробнее о ней в статье «Школа – это плохо» и «школа – это круто») и отвечающей за управление импульсами, участвующей в процессах принятия решений. Ее полное развитие заканчивается, как говорилось выше, примерно к 25 годам.

Фото с сайта babyboom.pl
Фото с сайта babyboom.pl

Как говорят ученые, наш мозг запрограммирован на поиск удовлетворения наших желаний: он может заставить нас искать пищу в течение нескольких дней, если мы голодны. И пока мы не найдем ее и не съедим, мы не можем удовлетворить себя. Быть вынужденным остановить видеоигру перед прохождением уровня - это все равно, что вы едите пирог, успели съесть всего лишь его половину, как остальное у вас отняли. Пирогом вы в какой-то момент наедаетесь, успокоив аппетит, то есть, удовлетворив желание. А видеоигры предназначены как раз для того, чтобы предлагать небольшие непостоянные и неокончательные вознаграждения, которые и заставляют продолжать игру. В некоторых играх конца вообще не существует; в других есть, но чтобы добраться до него, понадобится несколько дней.

Источник изображения: сайт wyborcza.pl
Источник изображения: сайт wyborcza.pl

По словам Криса Фергюсона, психолога по видеоиграм из Университета Стетсона (Флорида, США), чувство предвкушения, создаваемое видеоиграми, приводит к увеличению дофамина (нейротрансмиттера, влияющего на настроение) на 75% по сравнению с базовыми уровнями. Научные исследования показывают, что уровни дофамина, связанные с игрой, увеличиваются с совершенствованием техники игрока (хотя ни одно из этих исследований никогда не проводилось на детях). Однако, если взрослые, как правило, обладают навыками мышления, то есть, образно говоря, «игнорируют избыток дофамина», и могут перейти к другому занятию, которое не обязательно приносит удовлетворение, для незрелой префронтальной коры головного мозга детей и подростков это слишком сложная задача.

Короче говоря, для мозга нет причины, по которой его хозяин (ребенок) должен решить прекратить игру, если только его не ждет другое более соблазнительное дело.

-4

Как воздействовать тогда на ребенка? Ведь, кроме игр, есть обязанности ученика, помощь по дому и т. д. Родителям вместе с подростком надо разработать и установить неукоснительные правила на этот счет. Я подчеркнула слово «неукоснительные», так как правил обязательно должны придерживаться обе стороны. Договоритесь, что:

✔ ребенок может играть в определенные часы дня
✔ вы будете предупреждать его, например, за 15 минут до обеда или похода в магазин
✔ если до конца прохождения уровня осталось немного (минут 5 – 10), вы разрешите ребенку закончить его
✔ заведите «коробку штрафов» для того, кто не выполнил условия договора

И напоследок, не путайте нежелание подростка отрываться от компьютерной игры с механизмом зависимости от нее: последнее затрагивает менее 1% игроков. ВОЗ определяет игровое расстройство (зависимость) так: «неспособность контролировать игровую активность, повышенный приоритет над другими занятиями и продолжение или эскалация игры, несмотря на возникновение негативных последствий».

Фото: natureaddict/pixabay.com
Фото: natureaddict/pixabay.com

Читайте еще:

Компьютер и дошкольник

Как компьютерные игры помогают в учебе

Влияет ли время, проведенное перед экраном, на сон

Пожалуйста, поддержите мой канал лайком👍 и нажмите вверху "подписаться". Спасибо!🙂 Заглядывайте еще: каждый день новая публикация.

Если ваш ребенок еще не умеет читать, я научу его. Всего пяти минут хватает, чтобы запомнить букву на онлайн-уроке. Причем, заниматься малыш может самостоятельно, без участия родителей. Перейдите на урок по ссылке: Подготовка к школе онлайн с Юлией Артеевой

-6

Авторское право защищено ©Рядом с детьми