Детям сложно остановить игру, но это не технологическая зависимость. Придется признать, что все дело в биологии: область мозга, которая контролирует импульсы и решения, формируется полностью примерно к 25 годам.
Каждый раз, когда ребенку приходится «выходить» из видеоигры не по своему желанию (пора делать уроки, обедать, спать…), начинается изнурительный армрестлинг между ним и родителями. Почему же так трудно убедить его остановиться? Может, у сына (дочери) уже игровая зависимость? Чаще всего – нет! Причина не имеет ничего общего с фантомной зависимостью от технологий, тем более что данная тема так до конца и не исследована учеными. Скорее всего, дело в префронтальной коре, расположенной в передней части лобных долей головного мозга (подробнее о ней в статье «Школа – это плохо» и «школа – это круто») и отвечающей за управление импульсами, участвующей в процессах принятия решений. Ее полное развитие заканчивается, как говорилось выше, примерно к 25 годам.
Как говорят ученые, наш мозг запрограммирован на поиск удовлетворения наших желаний: он может заставить нас искать пищу в течение нескольких дней, если мы голодны. И пока мы не найдем ее и не съедим, мы не можем удовлетворить себя. Быть вынужденным остановить видеоигру перед прохождением уровня - это все равно, что вы едите пирог, успели съесть всего лишь его половину, как остальное у вас отняли. Пирогом вы в какой-то момент наедаетесь, успокоив аппетит, то есть, удовлетворив желание. А видеоигры предназначены как раз для того, чтобы предлагать небольшие непостоянные и неокончательные вознаграждения, которые и заставляют продолжать игру. В некоторых играх конца вообще не существует; в других есть, но чтобы добраться до него, понадобится несколько дней.
По словам Криса Фергюсона, психолога по видеоиграм из Университета Стетсона (Флорида, США), чувство предвкушения, создаваемое видеоиграми, приводит к увеличению дофамина (нейротрансмиттера, влияющего на настроение) на 75% по сравнению с базовыми уровнями. Научные исследования показывают, что уровни дофамина, связанные с игрой, увеличиваются с совершенствованием техники игрока (хотя ни одно из этих исследований никогда не проводилось на детях). Однако, если взрослые, как правило, обладают навыками мышления, то есть, образно говоря, «игнорируют избыток дофамина», и могут перейти к другому занятию, которое не обязательно приносит удовлетворение, для незрелой префронтальной коры головного мозга детей и подростков это слишком сложная задача.
Короче говоря, для мозга нет причины, по которой его хозяин (ребенок) должен решить прекратить игру, если только его не ждет другое более соблазнительное дело.
Как воздействовать тогда на ребенка? Ведь, кроме игр, есть обязанности ученика, помощь по дому и т. д. Родителям вместе с подростком надо разработать и установить неукоснительные правила на этот счет. Я подчеркнула слово «неукоснительные», так как правил обязательно должны придерживаться обе стороны. Договоритесь, что:
✔ ребенок может играть в определенные часы дня
✔ вы будете предупреждать его, например, за 15 минут до обеда или похода в магазин
✔ если до конца прохождения уровня осталось немного (минут 5 – 10), вы разрешите ребенку закончить его
✔ заведите «коробку штрафов» для того, кто не выполнил условия договора
И напоследок, не путайте нежелание подростка отрываться от компьютерной игры с механизмом зависимости от нее: последнее затрагивает менее 1% игроков. ВОЗ определяет игровое расстройство (зависимость) так: «неспособность контролировать игровую активность, повышенный приоритет над другими занятиями и продолжение или эскалация игры, несмотря на возникновение негативных последствий».
Читайте еще:
Как компьютерные игры помогают в учебе
Влияет ли время, проведенное перед экраном, на сон
Пожалуйста, поддержите мой канал лайком👍 и нажмите вверху "подписаться". Спасибо!🙂 Заглядывайте еще: каждый день новая публикация.
Если ваш ребенок еще не умеет читать, я научу его. Всего пяти минут хватает, чтобы запомнить букву на онлайн-уроке. Причем, заниматься малыш может самостоятельно, без участия родителей. Перейдите на урок по ссылке: Подготовка к школе онлайн с Юлией Артеевой
Авторское право защищено ©Рядом с детьми