Рассмотрим ситуацию, в которой сотрудница попала под сокращение, имея ребенка - студента. Законно такое сокращение???
Для начала обратимся к закону. Категории работников, которые не подлежат сокращению, определены в ст. 261 Трудового кодекса РФ:
«Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
…Расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка - ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается…»
Как видим, запрет на увольнение по сокращению штата (численности) работников не распространяется на работников, на иждивении которых находится совершеннолетний ребенок. Поэтому в данном случае можно говорить только о преимущественном праве на оставление на работе.
Статьей 179 ТК РФ установлено:
«При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным – при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации».
Таким образом, при определении, кто же из работников должен остаться в случае сокращения численности штата, в первую очередь оценивается производительность труда и квалификация работников. И, если сравнивать производительность работников, которые непосредственно что-то производят, достаточно легко, то для оценки производительности труда бухгалтера приходится использовать не только количественные, но и качественные характеристики. Ведь нельзя сказать, что один бухгалтер сдал больше отчетов, чем другой, или рассчитал больше работников, чем другой: наверняка и тот, и другой выполнили работу в полном объеме. Сколько поручено, столько наверняка и сделано. А вот квалификацию работников сравнить достаточно просто.
В соответствии со статьей 195.1 ТК РФ «квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.». То есть сравнивается сначала образование работников (его уровень, соответствие квалификации занимаемой должности), если оно одинаковое (например, обе имеют высшее образование по специальности «бухгалтерский учет»), то после этого идет сравнение профессионального опыта, опять же, по сокращаемой должности, по профессии (а не стаж работы в целом).
Лишь в случае, если все указанные характеристики у работников абсолютно одинаковы (что бывает крайне редко), обращаемся ко второй части статьи 179 ТК РФ.
В статье сказано: «…предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию)…»
Во-первых, здесь говорится о двух и более иждивенцах, а не об одном.
А во-вторых, в рамках темы разберемся, считать ли иждивенцами совершеннолетних студентов-очников?
В трудовом праве понятие «иждивенец» встречается неоднократно, но не раскрывается полностью его содержание. Понятие «иждивенец» знакомо и другим отраслям права, например, оно встречается в гражданском праве (в вопросах наследства, возмещения вреда), в праве социального обеспечения (в вопросах получения пенсии по случаю потери кормильца).
Так, согласно статье 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»:
«…нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:
1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей».
Таким образом, под иждивением подразумевается обеспечение неработающего человека средствами, необходимыми для существования. То есть иждивенцы – это лица, которые не имеют собственного дохода, средств к существованию и находятся на содержании другого лица, получают от него постоянную помощь.
Видимо, исходя из таких характеристик, решение о том, что дети в возрасте до 23 лет, находящиеся на очном обучении и не имеющие собственного дохода, являются иждивенцами в рамках трудового права, принимаются и некоторыми должностными лицами.
Такой вывод, например, сделан в Письме Минфина России от 13.01.2005 N 03-03-01-04/1/7:
«…В соответствии с положением п. 1 ст. 11 Кодекса для целей налогообложения прибыли организаций следует использовать понятие "иждивенец", определение которого содержится в ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому под иждивенцами следует понимать нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
На основании п. 2 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" дети, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет, признаются нетрудоспособными членами семьи кормильца.
Таким образом, ст. 325 Трудового кодекса распространяется на совершеннолетних детей, обучающихся по очной форме в образовательном учреждении и не достигших возраста 23 лет, являющихся иждивенцами работника…»
Судебная практика также направлена в сторону признания в рамках применения трудового законодательства иждивенцами детей-студентов очного обучения до достижения ими 23 лет:
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.06.2006 N Ф04-3545/2006(23516-А75-32) по делу N А75-13194/05 (выдержка):
«…Судом установлено и из материалов дела следует, что в 2003 году заявителем были произведены выплаты своим работникам для оплаты льготного проезда совершеннолетним детям работников, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и являющимся в силу пункта 2 статьи 9 Закона о трудовых пенсиях, статьи 325 Трудового кодекса (применение которых необходимо во взаимосвязи), нетрудоспособными членами семьи работников.
Также, принимая решение, суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку дети работников не имеют своего дохода, то они являются иждивенцами работников, так как находятся у них на полном содержании или получают от них помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию…»
В то же время специалисты УФНС России по г. Москве сочли, что иждивенцами признаются только неработающие несовершеннолетние дети (Письмо от 25.08.2005 N 20-12/60152).
Также в статье 179 ТК РФ есть и такое положение:
«При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: …лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком...»
При прочих равных условиях наличие у работника ребенка в возрасте до 23 лет, обучающегося по очной форме обучения и не имеющего самостоятельного дохода, может дать ему преимущественное право на оставление на работе.
Но хочется напомнить, что в соответствии с действующим законодательством преимущественным правом на оставление на работе при ликвидации, сокращении численности или штата пользуются и иные категории граждан (супруги военнослужащих, Герои Российской Федерации, лица, подвергшиеся радиации, и т.д.).