Музыкальный терапевт и вокальный импровизатор Саша Виноградова - о своём подходе к созданию творческих портретов тех, кто хочет взглянуть на себя по-новому.
Мы воспринимаем этот мир через чувства. Причем 95% информации получаем благодаря зрению, уделяя остальным четырем органам чувств уже не так много внимания.
Когда мы смотрим на человека, то запоминаем его образ, черты лица, Мы можем его сфотографировать или даже нарисовать по памяти… А представьте, что мы бы воспринимали человека не глядя на него, а только слыша… Ведь любой из нас звучит уникально, по-особенному. И значит – у каждого есть собственный аудиальный портрет.
Представьте на минутку, что есть такой прибор, который может распознавать звуковые волны, излучаемые человеком… У нас же внутри очень много разных звуков: стук сердца, задающего темп и ритм нашему состоянию, шум бегущей по венам крови, да и вообще пульсация любого органа... Когда мы были внутри наших мам, мы все это прекрасно слышали. Но с возрастом нас захватили мелодии внешнего мира.
Как же так? Ведь слух формируется у человека уже на двенадцатой неделе внутриутробного развития. В вестибулярном аппарате внутреннего уха возникают тончайшие слуховые клетки, которые подобно антенне воспринимают колебания как внутри материнской утробы, так и вне ее. И происходит невероятно важная вещь – именно благодаря слуху появляется взаимосвязь между внутренним миром и внешним.
Затем, начиная с девятнадцатой недели, мы уже способны реагировать на отдельные звуки разными способами. А к тому моменту, когда рождаемся, уже отличаем голос мамы от остальных, тянемся к нему и успокаиваемся в его присутствии.
Мы все время слышим звуки как внутри себя, так и снаружи, но многие из них мы просто не фиксируем и не реагируем на них. Для нас это привычный шумовой фон. Но то, что сотни различных вибраций мы не замечаем, не означает, что их нет. Каждый из нас – целая симфония.
Да, мы все звучим: наше тело, наши мысли, наши чувства. Но как же не разучиться слышать свою внутреннюю мелодию и можно ли этому заново научиться?
В начале карантина моя подруга, художница Маша Сомик, предложила мне попробовать музыкально озвучить портреты незнакомых мне людей. Нам хотелось в онлайн формате связать зрителя и искусство. Этот проект стал для нас новым способом взаимодействия, особенно в условиях, когда нет возможности реального общения.
Вот вы, например, задумывались когда-нибудь, какой формой мог быть человек, если бы у него не было привычного нам тела? А как бы он мог звучать? А вы сами?
Каждый человек ни на кого не похож и обладает особенной красотой. Когда я смотрю на кого-то, то сразу слышу ритм или мелодию, которую нужно подобрать именно к этой личности. Иногда вообще позволяю рукам играть то, что им хочется.
Теперь нам хочется всех научить обращать свои взоры внутрь самих себя, чтобы каждый мог найти контакт со своим телом и наладить связь с внутренним “Я”. Для этого стоит посмотреть на себя и на этот мир глубже, чем обычно. Ведь каждый звук заключает в себе информацию. Это может быть связано с воспоминаниями, мечтами или ощущениями.
Чтобы увидеть и передать увиденное, порой необходимо совсем отключить процесс мышления и рефлексии. Я, например, представляю человека в виде океана, на поверхности которого волны поднимаются и опускаются одна за другой. Но только заглянув под воду можно увидеть невероятное. Главное –хватило бы дыхания, чтобы успеть разглядеть подводные сокровища.
Свои абстрактные звуковые портреты мы предлагаем проанализировать и посмотреть, как воспринимаются эти новые формы и звуки. Появляется ли отклик в теле? Какие рождаются эмоции?
Важно лишь понять, что любой звук несет информацию – стоит только выйти за грань восприятия "нравится – не нравится". И тогда в повседневной реальности можно не только увидеть, но и услышать гораздо больше.
Главный секрет
При написании звуковых портретов я держу в голове основные структурные элементы музыки, такие как ритм, гармония, мелодия и тишина (пауза). Если мне дают чью-то фотографию, я внимательно всматриваюсь в глаза того, кто изображён на этом снимке, пробую повторить позу, в которой он запечатлён. Мне важно почувствовать, что может чувствовать человек, когда его тело находится в таком положении. Только после этого мои ощущения начинают звучать. В вокальной терапии есть даже такое упражнение: пропеть свое настроение, исходя только из внутреннего состояния своего тела. Пользуясь подобным приемом, мне и удается следовать за ощущениями человека, для которого я пишу или - скорее - которого я пишу.
Ритм
Это опора и энергия музыки. Именно ритм поддерживает все остальные элементы. Когда мы слышим знакомый нам простой ритм, мы непроизвольно можем начать отстукивать его ногой или рукой, следуя за ним. Это дает нам ощущение сопричастности. Особенно ярко это проявляется, когда мы начинаем звучать вместе с кем-то. Ну круче всего -
когда с самим собой! Иногда я намеренно записываю неровный ритм, чтобы передать неустойчивать или страх, с которым я сталкиваюсь. В любом случае, это же всего лишь моя интерпретация...
Рождение музыки
В идеале звуковой портрет должен быть своего рода зеркалом, в котором отражается настроение, или состояние, или какое-то качество. Я никогда не стремлюсь угадывать, такой цели нет. Наоборот, я стараюсь как можно меньше вкладывать в музыку свое видение. Нужно быть просто проводником, смотреть на человека и писать только то, что одномоментно возникает в голове, не пытаясь при этом ничего не анализировать. Порой приходят такие гармонии, которые мне даже сложно сыграть самой, так как я далеко не самый техничный исполнитель. В таких случаях делаю максимально приближенно к услышанному и как можно точнее. Каждая композиция для меня – это встреча. Встреча с новым человеком, с новыми звуками, с новыми ощущениями.
Когда количество озвученных мной портретов перевалило за полсотни, вдруг появился страх, что я начну повторяться. Избавиться от него помогло пение птиц, такое разнообразное, что любую трель можно превратить в совершенно оригинальную мелодию. В мире невероятное количество звуков – нужно их только услышать.
Временной фактор
Обычно звуковой портрет длится не более 15-20 секунд. За такое время невозможно сказать многое. А самое сложное – показать развитие, ведь на это нужны уже не секунды. Так что мои короткие композиции представляют собой некую квинтэссенцию трека, который следует допридумывать самому, услышать продолжение и начало в своей голове.
Когда слова бессильны
Мы можем передать через звук гораздо больше, чем словами. Ганс Христиан Андерсен сказал, что “там, где не хватает слова, начинается музыка”. И на самом деле только музыка обладает способностью очень точно передавать наши чувства и мысли. Поэтому и звуковой портрет – это тот новый ракурс, который позволит вам посмотреть на себя с наиболее чувственной стороны вашего внутреннего мира.
Саша Виноградова для Weplamusicrooms
Если ты хочешь получить собственный музыкальный портрет, подпишись в Инстаграм на abstractpeople , отправь Саше своё фото и узнаешь, как она слышит тебя. Ты также можешь подарить портрет тому, кого любишь. 40% от стоимости заказа отправляется в фонды.