Знаете ли вы, что в Российской Федерации пребывание граждан в лесах определено в законодательстве?
Так вот, согласно ст. 11 Лесного Кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
При этом граждане обязаны соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности в лесах, а также правила лесовосстановления и ухода за лесами.
Кроме того, гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах в том случае, когда они расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
Ограничение пребывания граждан в лесах могут быть обеспечены в целях пожарной и санитарной безопасности, а также безопасности граждан при выполнении работ. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по иным основаниям не допускается.
А вот пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением вышеуказанных случаев. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных Лесным Кодексом Российской Федерации.
С точки зрения защиты общественных интересов, а также отношений в сфере лесного законодательства, в целом Лесной кодекс Российской Федерации вполне регулирует и он достаточно функционален. Главное можно сделать вывод о том, что как запрещение, так и ограничение пребывания граждан в лесах, кроме как по основаниям, указанным в кодексе не допустимо.
Следует отметить, что свободное пребывание граждан в лесах согласно данной норме применяется для тех лесов, которые находятся в федеральной собственности, однако порядок пребывания в лесах на землях иных категорий, где также имеется частная собственность, может быть запрещен доступ.
Законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Так, ряд статей КоАП РФ предусматривает административную ответственность за: незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (8.28); уничтожение мест обитания животных (8.29); уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (8.30); нарушение правил санитарной безопасности в лесах (8.31); нарушение правил пожарной безопасности в лесах (8.32); уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (8.35); нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира (8.37) и иные. За указанные правонарушения предусмотрены различные наказания, в основном в виде штрафа.
А вот статьи Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривают уголовную ответственность за: незаконную охоту (258); незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (258.1); незаконную рубку лесных насаждений (260); уничтожение или повреждение лесных насаждений (261) и иное. А в данном случае за указанные преступные деяния предусмотрены наказания как в виде штрафов, так и в виде лишения свободы.
Таким образом, можно сделать вывод, что административная и уголовная ответственность предусмотрена за заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».