Когда в наших Правилах дорожного движения обнаруживаются неоднозначности или белые пятна, бывает любопытно посмотреть, как эти вопросы решаются в других странах. А основа национальных ПДД едина – Венская конвенция о дорожном движении 1968 г. Поскольку когда-то изучал немецкий язык, уважая немецкую педантичность, открываю в этих случаях ПДД ФРГ (StVo) и сравниваю подход. Вот примеры.
Начнем с начала – начала движения. Один водитель хочет отъезжать от края проезжей части, а другой планирует маневр перед его носом. Маневр не должен создать помех (п.8.1 ПДД РФ). Но ведь маневрировать задумали оба – ничья, вопрос не урегулирован. ПДД ФРГ §10: перед началом движения от края проезжей части нельзя создать опасность для других участников движения. Никакой неопределенности.
Про перекресток с круговым движением. Глупо перед въездом включать правые указатели поворота, кроме случая, если планируется в дальнейшем повернуть в первый съезд, ведь можно ввести в заблуждение других водителей. А немцам §8 StVo запрещает включать указатели при въезде на круг.
Продолжим тему перекрестка с круговым движением. У нас остановка и стоянка на таком перекрестке возможна в случае, изображенном на рис.1, который взят из официальных экзаменационных билетов. Действительно автомобиль не находится на пересечении проезжих частей: он как бы в тени клумбы, и если 5 м до края соблюдены, то нарушения нет. Однако, наверное, можно было водителю найти место для парковки не столь оживленное. У них при описании знака 215 «Круговое движение» говорится, что на круге остановка на проезжей части запрещена.
Интересно, что при буксировке у нас аварийную сигнализацию нужно включать только на буксируемом транспортном средстве, а у них на обоих (§15). Наш вариант мне нравится больше – можно будет узнать по указателям поворота головной машины, куда направляется процессия.
В ПДД Германии уравнены по статусу движение задним ходом и разворот (§9), узаконена возможность отказа от приоритета, когда это требует дорожная обстановка (§11), можно разговаривать в машине по мобильному телефону, держа его в руках, только при неработающем двигателе.
Интересно, что для обозначения груза, выступающего за габариты машины более чем на 1 м, у нас надо использовать опознавательный знак «крупногабаритный груз», а красная тряпка не «прокатит». У них же можно использовать флаг красного цвета 30*30 см на поперечине.
В ПДД ФРГ вне населенных пунктов запрещена реклама, которая может отвлекать водителей в процессе движения, а также вне закона использование водителями радар-детекторов.
Естественно, что между ПДД у нас и у них много других различий и особенностей. Будем же по мере сил соблюдать свои ПДД, тем более, что некоторые моменты в наших правилах прописаны более детально, чем у них.