По мнению экспертов, последствия пандемии коронавируса необратимо скажутся на торговле и потребительском поведении россиян.
ТОРГОВЛЯ
За последние два месяца наши сограждане наглядно продемонстрировали, какие именно товары являются для них необходимыми.
Основные продукты питания (бакалея, фрукты и овощи, алкоголь), бытовая химия, медицинские товары - вот три наиболее востребованных направления, которые будут пользоваться спросом в любые времена. При этом, в данной отрасли значимую роль будет играть доставка на дом.
ДОСТАВКА
В период пандемии сервисы доставки одними из первых ощутили рост потребительского спроса. Причем россияне собираются активно ими пользоваться и после снятия ограничительных мер - об этом заявили 71% наших сограждан.
У людей будет постепенно вырабатываться новая привычка потребления:во время самоизоляции многие по достоинству оценили цифровые сервисы и потому готовы и дальше их задействовать в повседневной жизни. Кроме того, после карантина люди станут с осторожностью посещать магазины, поэтому торговые точки, прежде отказавшиеся от доставки, будут вынуждены ее внедрять.
ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ
В ближайшем будущем образование может стать отраслью, которая по большей части перекочует в онлайн. Режим самоизоляции в очередной раз подтвердил, что сегодня для получения любых знаний необязательно физически присутствовать на курсах или мастер-классах, - добиться повышения квалификации можно и благодаря интернету. Это означает, что школы, частные преподаватели и тренеры, используя современные технологии, смогут привлекать учеников из любой части света.
В данном направлении бизнес может оказать серьезную поддержку школьному образованию:отрасли понадобятся цифровые сервисы, которые помогут дистанционно поддерживать процесс обучения без потери его качества. Будет необходимо создать конкурентный рынок, на котором школы будут выбирать лучших провайдеров этих услуг, что, в свою очередь, повысит эффективность как компаний, так и самих учебных заведений.
IT
Цифровые площадки, которые стали пользоваться наибольшим спросом во время пандемии, - это поисковые системы, интернет-магазины, социальные сети, онлайн-кинотеатры, а также сервисы дистанционного общения и обучения. В период пандемии в AppStore и GooglePlay вырос спрос на приложения для занятий спортом, благодаря которым пользователи следовали персональной схеме тренировок и получали ценные рекомендации от личного наставника.
Кроме того, повышенное внимание будет уделено бизнес-сервисам - платформам, которые помогут предпринимателям вести бухгалтерию, оптимизировать расходы, увеличивать продажи, искать партнеров, привлекать инвестиции и набирать штат сотрудников.
Сервисы общения и развлечений - еще один крупные пласт, который будет востребован после пандемии.
ФАСТФУД
Пандемия коронавируса практически разорит ресторанный бизнес. Это связано с тем, что на текущий момент заведения "доедают" свои финансовые запасы, а после снятия ограничений столкнуться с очень низким потребительским спросом, поскольку клиенту будут стараться экономить деньги и из-за опасений первое время не будут посещать общественные места. В связи с этим в сложившейся ситуации смогут выжить только фастфуд и прочие дешевые форматы, которые благодаря недорогой еде и быстрой доставке расширят клиентскую базу. Не исключено, что в нашей стране возрастет интерес к фудтракам (мобильный фастфуд на колесах).