Найти тему

Какие soft skills помогут дизайнеру стать арт-директором

Привет✊

Сегодня на разборе дискуссия на тему управленческих навыков арт-директора. Ключевые идеи из 2-х часового видео за 10 минут.

Своим мнением делятся опытные арт-директора из топовых дизайн студий России. Максим Десятых — арт-директор и основатель студии разработки мобильных приложений Redmadrobot. Сергей Попков — арт-директор и основатель дизайн студии AIC. Алёна Егорова — тьютор школы арт-директоров.

Комментарии Мягкого уголка будут выделены так.

Самая важная картинка:

Набор навыков арт-директора по версии Максима Десятых. Синее — это компетенции человека. Красное — это зоны ответственности. Прокачка компетенций влияет на качество отработки зон ответственности.
Набор навыков арт-директора по версии Максима Десятых. Синее — это компетенции человека. Красное — это зоны ответственности. Прокачка компетенций влияет на качество отработки зон ответственности.

32:40 Должен ли Артдиректор уметь делать дизайн?

— Арт-директору следует быть человеком из профессии. Чтобы эффективно управлять, он должен понимать, как устроен процесс создания дизайна. Важно иметь связи с той сферой, в которой ты собираешься руководить.

При этом на 55:00 Максим говорит о том, что он сам никогда не делал дизайн мобильных приложений. И что пользовался другими компетенциями для решения задач. Если подумать, то этими качествами могут быть:
  • насмотренность и анализ дизайна успешных мобильных приложений
  • опыт дизайна и работы с клиентами в смежной сфере (например, в веб или графическом дизайне)
  • общение и нетворкинг в среде дизайнеров интерфейсов, владельцев дизайн студий
И скорее всего многие другие мягкие компетенции. О которых мы рассказываем в этом журнале.

33:40 В какой степени арт-директору следует брать на себя функции HR?

— Вовлеченность арт-директора при подборе команды должна быть максимальной. Следует активно участвовать своим временем и вниманием в поиске и собеседовании дизайнеров. Нельзя делегировать какой-то этап найма HR полностью.

37:00 Стадии становления арт-директора

  • 1 стадия — арт-директор продолжает сам рисовать (до 7 человек в команде)
  • 2 стадия — перестает рисовать, менеджерит дизайн через синьоров и развитие команды
  • 3 стадия — дизайн директор, который управляет через арт-директоров (когда в компании несколько команд дизайнеров со своим арт-директором)

Пока арт-директор продолжает рисовать он не выполняет работу менеджера. Или выполняет её недостаточно хорошо.

#харизма

43:10 В чем заключается харизма лидера и, в частности, арт-директора?

Харизма предполагает, что человек производит впечатление. Уверенность в себе и харизма идут рука об руку. Уверенность и убедительность приходит с опытом. Но ничем не подкрепленная самоуверенность и нарциссизм — это не то, к чему следует стремиться.

46:20 Про грань между адекватной и «токсичной» харизмой

Харизма — это приобретаемый навык.

Скромность позволяет человеку быть командным игроком. Скромность — это не когда ты думаешь о себе плохо, это когда ты думаешь о себе меньше. Меньше «Я» и больше «Мы».

Добавлю, что эталона харизматичности быть не может. Каждый лидер транслирует что-то своё и будет харизматичным для той аудитории, которая воспринимает его форму харизмы.
Бригадир на стройке будет харизматичным для своей команды строителей и скорее всего совершенно неприемлемым для сотрудников арт-галлереи.

Когда дизайнер делает свою работу круто и его результаты признаёт команда — это подводящее к тому, чтобы он стал арт-директором. Если арт-директор назначен сверху и имеет не самое сильное портфолио, то в команде могут появится сомнения в его компетенции. Что помешает быть эффективным лидером.

Был свидетелем случая, когда арт-директора в компанию нанял HR-отдел (даже не показав резюме и портфолио дизайнерам, не говоря уже о том, чтобы организовать встречу / беседу с его будущей командой). Спустя испытательный срок стало понятно, что арт-директор имеет не очень сильные визуальные скиллы и другие дизайнеры не могут у него чему-то научиться. Это привело к тому, что команды не образовалось. Каждый рисовал свои проекты.

#токсичность в дизайн команде

56:00 Бывает ли токсичная харизма. Про резкую обратную связь и жесткого лидера.

Некоторые дизайнеры готовы работать с жёстким лидером, когда чувствуют его опыт и считают, что могут многому у него научиться. В пост советском пространстве высокая толерантность к жесткой коммуникации.

Максим считает, что такие лидеры проигрывают стратегически. Однажды наступит момент, когда ему потребуется промоутить дизайнеров до арт-директоров. И с большой долей вероятности, эти арт-директора унаследуют жёсткий стиль управления. Но что тут не так?

1:27:30

Дело в том, что новые поколения со временем теряют терпимость к жесткости. В мире сейчас тренд на демонизацию насилия, в том числе и морального. Обучение через насилие воспринимается негативно.

При этом, в 90% компаний токсичность существует в той или иной форме. Переработки, выгорание, критика. И чем крупнее компания, тем сильнее её культура и тем сложнее эту культуру поменять. Особенно, когда собственники и топ-менеджеры допускают токсичное поведение со своими подчинёнными. И далее по цепочке.

Это может поменяться со временем. Люди тянутся к тем компаниям, в которых уважают их работу и профессионализм. Компании, которые не захотят поменять свою культуру, будут вынуждены со временем подвинуться. Потому что талантливые профессионалы перестанут выбирать эти компании в качестве места реализации своего потенциала.

Как арт-директору вести себя в токсичном коллективе?

Надо разговаривать и искать взаимопонимание. Если не получается, то покидать токсичный коллектив.

Считаю, что важно не наследовать токсичное поведение самому. Таким образом, лидер не будете множить и распространять негатив на свою команду. Принимать удар на себя. Переваривать. И выдавать конструктив команде.
Опять же, индикатор токсичности настроен у каждого по-своему. Поэтому важно наблюдать именно за своими ощущениями.

1:09:00 Что такое политическое мышление в скилл сете?

Когда ты управленец, тебе придётся заниматься политическими маневрами. Это решение задач при помощи людей, которые не подчиняются тебе по иерархии. Но которые могут повлиять на успешность решения твоей задачи.

Это можно назвать умением манипулировать людьми. Но здесь используется слово «политика», потому что манипулирование имеет негативную окраску. И автор хочет подчеркнуть, что это «экологичное» манипулирование :)

1:17:30 Дружить ли с подчиненными?

Дружить с подчинёнными — это нормально. В дизайнерской и творческой сфере это частое явление.

#эйджизм в дизайне

1:18:20 Есть ли ограничения по возрасту на переобучение? Крайний возраст чтобы стать дизайнерам.

  1. Пластичность мозга. Считается, что она ухудшается с возрастом. Но некоторые исследования показывают, что на неё влияет и образ жизни. Активнее жизнь — лучше пластичность.
  2. Правило 10 000 часов никто не отменял. Молодые набирают это время за 3 года. За счёт терпимости к переработкам. Взрослые наберут эти часы за 9 лет. Это связанно с тем, что у взрослых людей другой образ жизни. Они больше внимания уделяют work-life балансу. У них уже появляются семьи, устойчивые увлечения, сложившейся ритм жизни.
  3. 30 лет наверное самый старший дизайнер, которого нанимали на джуниора.

Но

У людей после 30 лет развиты другие качества. Как минимум, софт скилы развиты лучше. Благодаря сформированному образу жизни они могут лучше организовать свое время | контролируют выгорание, лучше чувствуют ответственность | умеют говорить о проблемах, лучше понимают себя | планируют свою работу.

У взрослых людей более развито причинно-следственное мышление. За счёт жизненного опыта и более широкого кругозора.

На западе вакансии арт-директора обычно начинаются с 35+ лет. И принимают людей вплоть до 50 лет. Но у нас другой менталитет:

  • Люди как можно раньше стремятся начать работать. Ещё в вузе устраиваются на фулл-тайм.
  • Из-за этого коллективы становятся моложе. В такой коллектив уже сложнее попасть взрослому человеку (HR тоже молодые и на интуитивном уровне выбирают молодых). Плюс, не каждый взрослый 35+ морально готов, чтобы им руководил арт-директор 25-28 лет.
  • Новый рынок для стран СНГ. На западе индустрия существует дольше. У нас за счёт быстрого роста рынка не хватает состоявшихся специалистов. Работодатель вынужден промоутить до арт-директора тех, кто есть в наличии.
  • У взрослого человека уже поменялись интересы в сравнении с молодыми. Появляется тяга делиться знаниями, заниматься своим бизнесом и так далее. Поэтому многие избегают подаваться на вакансии дизайнеров и таким образом выпадают из поля зрения компаний.

Здесь хотел бы добавить хороший комментарий из другой беседы.
Однажды я спросил у Александра Ковальского (дизайн директора Creative People) про возрастные ограничения в дизайне. И вот инсайты, которыми он поделился:
Самая большая преграда для людей 30 - 35 — это обремененность социальным багажом и уровнем жизни. Это не даёт им обнулиться и выйти джуниором.
При этом, если вдруг у 30-летнего появляется возможность выйти на работу и научиться чему-то новому (например у женщины, которая занималась ребёнком и теперь он более-менее подрос), то эти люди очень голодны до знаний и освоения новой профессии.
Арт и дизайн директора не смотрят на возраст при отборе по резюме. Они смотрят на ожидания по зарплате, опыт и портфолио.
Сложно переучивать. Человек должен быть открыт к знаниям и стремиться обучаться. Поэтому часто работодатели предпочитают взять стажёра и научить его под свой пул задач.

#любовь на работе

1:35:30 Что делать, когда твой арт-директор — симпатичная девушка и тебе тяжело сконцентрироваться на работе?

Держать себя в руках :) Главное, чтобы это не стало проблемой для девушки. Нельзя допустить, чтобы она из-за этого страдала и ей стало сложно работать. Личное надо отделять от рабочего. В этой ситуации надо что-то делать с собой. | двусмысленно звучит, да😂

1:40:00 Резюме по Скилл сету арт-директора

  1. Опыт — это то, что мы делаем каждый день. И потом можем предсказать какие-то события на основе своего опыта. Опыт нарабатывается со временем.
  2. Навыки – это то чему нельзя обучиться по книжкам. Это то что мы умеем делать. Обучаемся навыкам через действие.
  3. Качества — это то, чему сложно научиться и приобрести со временем. Это качества личности, которые либо у человека есть, либо их нет. Арт-директору следует подбирать в команду таких людей, у которых уже есть необходимые качества. Страсть к работе, эмпатия, скромность — это необходимый минимум идеального командного игрока.
  4. Знания — это самая легко приобретаемая вещь. Закрыть потребность можно посмотрев какой-то курс, семинар или мастер-класс. Пообщаться с кем-то, кто уже знает предмет.
  5. Мышление — развивается через общение с человеком-носителем этого мышления.

Важно: Каждому арт-директору имеет смысл составить свой собственный Скилл сет и развиваться по нему. Взяв за основу приведённый пример. Потому что все мы имеет разный набор компетенций и испытываем разный запрос на развитие.

1:46:20 Что такое критическое мышление и как его развивать

Критическое мышление — это умение задавать вопросы. Это умение не принимать на веру суждения другого человека. Умение получать ответ на вопрос «А почему это так?» и примерять услышанное на свой опыт и знания.

#личный бренд арт-директора

1:55:00 Следует ли арт-директору заниматься пиаром себя как профессионала?

Арт-директор управленец отличается от дизайнера тем что он не может показать своего портфолио картинками. Единственный результат работы, который он может показать — это его команда.

Что можно показать? Как у тебя устроено обучение команды. Какие достижения у твоей команды. Как твоя команда работает над проектами. Образ жизни команды и так далее. Этим арт-директор зарабатывает себе репутацию, которая и становится его портфолио.

Мне было очень полезно послушать эту беседу. Надеюсь, и вам тоже. Stay tuned
Полное видео дискуссии можно посмотреть здесь.