Найти тему
VIKENT.RU

Недостаточность рецептов «бессознательного творчества» для профессионала по В.П. Полонскому

Оглавление

Данная статья относится к Категории: Юмор, пародия, сатира

1. Image by Couleur from Pixabay
1. Image by Couleur from Pixabay

В.П. Полонский анализирует «советы» писателей начинающим авторам, которые были опубликованны в сборнике: Как мы пишем, Л., 1930 г.:

«Самое трудное - начать, отчалить от реального берега в сон», - поучает Е.И. Замятин. А раз отчалил - «дело в шляпе». И Борис Пильняк в том же сборнике, заговорив о романе «Волга впадает в Каспийское море», заявляет, что роман этот он «видел во сне». Читатель в первобытной своей наивности полагает, будто художественное творчество - труд и борьба, где человек напрягает все силы ума и чувства, ищет, изучает, изобретает и т. д. и т. д. Читатель полагает ещё, что в художественном творчестве многое зависит от сознания писателя, от «разумного» направляющего руководства.

Ничего подобного, - как бы возражают «буддисты искусства». Дело не в сознании, а в подсознании. Где-то там, в глубоких недрах, повинуясь непонятной игре стихийных каких-то влечений, само собой, помимо воли, складывается, конкретизируется, оформляется роман, его действие, жизнь его персонажей, его идея. Он «снится» автору. Следует лишь ловить такие «сны». Неопытный писатель приходит к опытному и просит: «Научи работать». А «опытный», вместо того, чтобы раскрыть подлинную картину сложного и специфического труда, каким является художественное творчество, отвечает ему словами человека с средневековым миросозерцанием:

Мой друг, поэзия есть сон.

Но если поэзия сон, о чём разговаривать и чему, собственно, можно здесь научиться? «Буддисты искусства» изображают дело так. Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон,- поэт живёт, как и прочие грешные: ест, пьёт, бывает в театре, ходит в баню, бреет бороду. Но «вдруг» его осеняет. «Вдруг» ему снится вещий сон. «Вдруг» у него открываются «вещие зеницы», как у «испуганной орлицы». Тогда-то вот он и начинает «творить». Тогда поэт пишет романы, повести, рассказы. Все это рождается помимо его воли, «каждый раз неожиданно», выражаясь словами Пильняка.

2. Image by gonzalo cox from Pixabay
2. Image by gonzalo cox from Pixabay

Отсюда можно сделать вывод, что знаменитые «муки творчества» - о них так много говорили поэты! - плод фантазии. Там, где работает «наитие», где под влиянием «вдохновенья» произведения срываются с пера «без помарок», в готовом виде, «неизвестно как» сформировавшиеся, - там «мукам творчества» нет места. Напротив: перед нами сплошной «восторг»!

Но ведь это трижды неверно!

«Муки творчества» не случайно знамениты: они сопутствуют творчеству, если оно настоящее, без них нет искусства. Потому что искусство - постоянный труд, непрерывное искание, неустанное сомнение, борьба поэта и с самим собой, и с материалом, и с внешним миром, и с миром внутренним.

Вот, например, что сообщает Б. Пильняк о «рождении» рассказа «Старый сыр»: «Я был у Ал. Ден. Дикого, он должен был ехать куда-то в Кяхту, он рассказал мне причину поездки. Возвращаясь от него, я слез на Страстной площади с трамвая, - я помню это место на Страстной, - я остановился, выколотил трубку, набил её английским табаком, закурил, вдохнул запах «вирджинии» и понял, что у меня будет рассказ, возникший из рассказа Дикого и запаха табака фабрики Кепстена. Через год рассказ был написан: «Старый сыр».

Так рождается искусство! Как бы боясь, что читатель не поверит, Пильняк подчёркивает, будто в ста случаях из ста десяти он не может объяснить, почему написал так, а не иначе: это вне его понимания. Выходит: писал не он, а некое другое существо, «дух», водивший его руку. И «до сих пор», - признается автор «Старого сыра», - он не знает, откуда берутся его повести. Б. Пильняк, оказывается, не только беллетрист: он умеет также рассказывать сказки.

Надо заметить, что пристрастие к такого рода «сказкам» характерно для многих европейских писателей, склонных к мистическому объяснению процессов творчества. Так, например, Анри де Ренье высказал однажды мысль, сходную с той, о какой мы только что говорили: «Сказать по правде, я не совсем-то знаю, почему я написал этот странный роман и как возник он в моем уме. Несомненно, нечто без моего ведома наложило на меня свою власть и принудило меня точно исполнять его требования» (Анри де Ренье, «Дважды любимая», роман, изд. «Academia», 1924, «Посвящение», стр. 9)».

Полонский В.П., Из книги «Сознание и творчество» / На литературные темы. Избранные статьи, М., «Советский писатель», 1968 г., с. 380-381.

Источник — портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

+ Ваши дополнительные возможности:

В воскресенье 19 июля 2020 (воскресенье) в 19:59 (мск) – бесплатная консультация Игоря Леонардовича Викентьева (Санкт-Петербург) по любым вопросам, касающихся: творчества, креативности, ТРИЗ и развития личности: от детей до профессоров.

Для ответов на Ваши вопросы будет использована крупнейшая (!) в Европе база данных по Творческим личностям, которую ведущий собирал с 1979 года.

Свободная регистрация и Ваши вопросы

Изображения в статье

  1. Image by Couleur from Pixabay
  2. Image by gonzalo cox from Pixabay