Самым мощным грузовым электровозом переменного тока на текущий момент является отечественный четырехсекционный локомотив 4ЭС5К производства Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ). Электровоз 4ЭС5К имеет две головные и две промежуточные бустерные секции и служит для вождения сверхтяжелых длинных грузовых поездов весом до 7100 тонн на равнинах или тяжелых поездов в горной местности. Локомотивы предназначены для эксплуатации в условиях сложного природно-ландшафтного рельефа с наличием перевальных участков с крутыми подъемами и уклонами до 30% и участками пути с кривыми малого радиуса до 200 метров, в том числе на восточном полигоне РЖД, где имеется сложный природный рельеф.
На электровозе 4ЭС5К внедрена функция поосного регулирования силы тяги с применением выпрямительно-инверторного устройства ВИУ-4000-2М, позволяющая оптимально распределить тяговую нагрузку между осями и реализовать максимальный коэффициент тяги электровоза, то есть увеличить вес перевозимых грузов. Электровоз оборудован коллекторными тяговыми двигателями. В локомотиве применен колесно-моторный блок с МОП качения. Для управления тяговым приводом и аппаратами цепей управления использована микропроцессорная система управления и диагностики МСУД-015, которая обеспечивает расширенные функции диагностирования оборудования электровоза и реализацию поосного регулирования силы тяги, о котором шла речь выше. Электровоз оборудован рекуперацией при торможении.
Максимальная скорость электровоза составляет 110 км/ч, скорость электровоза в часовом режиме составляет не менее 49,9 км/ч, скорость электровоза в продолжительном режиме составляет не менее 51 км/ч.
Для удобства локомотивной бригады электровоз оборудован санитарными модулями в бустерных секциях (туалетная комната и комната отдыха).
Некоторые технические характеристики локомотива: формула ходовой части 4( 2о — 2о), нагрузка от колесной пары на рельсы 24,5 ± 0,5 т, масса электровоза 392 ± 8 т, мощность в часовом режиме на валах тяговых двигателей не менее 13120 кВт, сила тяги в часовом режиме не менее 928(94,6) кН(тс), мощность в продолжительном режиме на валах тяговых двигателей не менее 12240 кВт, сила тяги в продолжительном режиме не менее 846(86,2) кН(тс), КПД электровоза в продолжительном режиме в тяге не менее 85 %.
Электровоз 4ЭС5К максимально унифицирован с другими моделями локомотивов линейки: ЭС5К, 2ЭС5К, 3ЭС5К.
На начало года работало 22 электровоза указанного типа, а в 2020 году ожидается передача на сеть РЖД еще 15 новых локомотивов. Локомотивы указанной серии работают в депо Карталы Южно-Уральской железной дороги и Смоляниново Дальневосточной железной дороги.
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из открытого доступа сети «Интернет».
Другие материалы канала по теме транспорта:
Российский двухэтажный электропоезд
Электровоз ЧС2Т в Туле