Хочу рассказать пример того, как банки не идут навстречу своим клиентам, взявшим кредит.
Встретила случайно свою хорошую знакомую, Марину, буквально на днях, в самый разгар надоевшей всем уже пандемии и самоизоляции. Разговорившись, как дела и прочее, Марина поделилась проблемой.
У Марины много лет назад образовалась плохая кредитная история, но жизнь не стоит на месте, и работа постоянная, и о будущем хочется подумать. Решила воспользоваться разрекламированной банковской услугой (если конечно это можно так назвать), вступить в программу, аккуратно выплатить предоставляемый кредит, и в итоге чтобы появилась возможность в дальнейшем, если встанет необходимость - брать без проблем кредиты.
Программу "Кредитный доктор" предоставляет "Совкомбанк", в интернете много информации. Программа состоит из нескольких этапов, и изначально надо как подтверждение своей платежеспособности, платить шесть месяцев определенную сумму, затем банк дает определенную сумму, ну в общем по такой схеме, не хочу описывать то, что можно прочитать на сайте банка.
Марина уже на завершающем, 3-ем этапе, осталось внести три платежа - и все, финиш! Но... пандемия, самоизоляция, Марина осталась без работы, оформила пособие, но получила только первую часть, мизерную, хватило только на элементарные продукты питания. Оплатив плановый платеж, она уже поняла, что следующий оплатить будет невозможно, и заранее подготовила все документы, требуемые для оформления кредитных каникул. Для уточнения начала звонить на горячую линию. Первые ощущения были, что вообще операторы банка не слышат вопроса: как автоответчики, вещали о внесении очередного платежа, который можно совершить не выходя из дома, с сайта и т.п. На конкретный вопрос, что делать если осталась без работы и нечем платить - не отвечали, переключали на специалиста по кредитам, тот тоже чеканил заученный текст об очередном платеже и способах оплаты.
В нашем городе на счастье в ТЦ работает офис, и Марина решила посетить лично, пообщаться в живую с представителем банка. Сотрудница банка выслушала, внимательно, в компьютере что-то написала, и сообщила, что в ближайшие дни по данному вопросу с Мариной свяжутся специалисты. Через пару дней позвонил молодой человек из банка, опять пришлось все рассказывать, бла-бла-бла, платить нечем, нужны кредитные каникулы, минимум на три месяца. Сотрудник настоятельно рекомендовал занять у соседей, знакомых, или еще у кого-либо, и все же внести платеж, подробно, с легким навязчивым этикетом, сказал что если оформлять кредитные каникулы, придется справки о доходах за 2019, 2020 год собрать, в доказательство что доход упал более чем на 30%, будет проверка длительная, за все время набегут пени, просрочки, процент повысится... предложил подумать. Конкретно ничего Марина не поняла, решила вновь пойти к сотруднице в офис.
В офисе попалась та же самая сотрудница, помнит всю историю Марины, хоть ей не пришлось все пересказывать. Подумала-подумала, сотрудница...кому-то перезвонила, как вариант предложила оплатить накопленной суммой переплаты за кредит (при сумме 3800 платить сказали 4100, это изначально при составлении договора было сказано), т.е. доплатить хотя бы 2000 руб, и будет погашен платеж. Но у Марины и таких денег нет. Сотрудница посоветовала вновь дозваниваться по горячей линии, в надежде попасть на "адекватного" оператора (именно так и сказала сотрудница банка), может скажут ссылку, или адрес почты... Наступила дата оплаты кредита, Марина решила вообще не платить, ну а куда деваться-то...никто из звонящих операторов не говорил, куда нести все документы для оформления кредитных каникул, не давали адрес электронной почты.
Конечно, Марина искала деньги, и в ее положение вошел один старый знакомый, который на инвалидности, вместо покупки лекарств он дал ей 2000 руб, что-бы хоть как-то оградить Марину от будущих проблем.
Марина внесла 2000 руб в оплату кредита (вместо 3800 руб), остальную часть банк автоматически снял с ее средств предыдущих переплат.
На следующий день, звонок из банка, не понятно что вообще надо было сотруднику банка, но Марина сразу сказала, что оплату внесла частично наличными, а частично накопленными средствами от переплат, а также все высказала оператору, что банк не пошел на встречу, никто из ранее звонящих не сказал как оформить кредитные каникулы, куда предоставить документы, хотя все они есть и в бумажном, и электронном виде.
Банк видимо умышленно не помогает его заемщикам, как выйти из сложившейся трудной ситуации, тем более пандемия, человек остался без работы. Операторы звонили и расспрашивали, как сторонние наблюдатели, как она бьется, что она предпринимает, указывали у кого занять, припугивали будущими штрафами, пенями, но конкретно оформить кредитные каникулы возможности не дали.
В итоге, Марина сделала самый важный вывод для себя - НИКОГДА НЕ БРАТЬ КРЕДИТЫ!
Не понятно, почему сами банки пишут о возможности предоставления кредитных каникул, а на практике не предоставляют?
И зачем, собственно, "лечить кредитную историю?"
Лично в моем окружении есть люди, прошедшие все этапы той самой программы "Кредитный доктор", в итоге - как не давали банки кредиты - так и не дают, только Совкомбанк под большие проценты может предоставить. А сколько переплачено... этому банку...просто так...это знает лишь тот, кто непосредственно коснулся.
Предлагаю в комментариях высказаться, были ли подобные ситуации у кого-либо, шли банки навстречу, оформляли кредитные каникулы?