Найти в Дзене

Неравный бой на советской границе в первый день войны

Самым неприятным сюрпризом для гитлеровцев стала стойкость советских пограничников в первые дни войны. На некоторых участках бойцы в зеленых фуражках от обороны переходили к контрнаступлению и даже добивались локальных побед. Участником одного из таких героических эпизодов был Анатолий Михайлович Поляков.

«Ворошиловский стрелок»  –  этот значок до Великой Отечественной войны с гордостью носили тысячи советских парней и девчат, готовых встать на защиту своей Родины. Анатолий Поляков сознательно и целеустремленно готовил себя к труду и обороне.

Норматив нужно было сдать, только пользуясь боевой винтовкой – трехлинейкой. Рабочий парень оружием владел на «отлично». Дружил со спортом. А еще занимался в аэроклубе. Мечтал о небе. Но в военкомате, оценив подготовку призывника, решили иначе и направили Полякова в 12-й погранотряд войск НКВД в Белоруссию – на защиту госграницы. Потом была школа младших командиров. На заставу он вернулся начальником отделения.

Обстановка на границе была тревожная. На той стороне, за разделительной полосой слышался шум машин, гул танков. Немецкие самолеты вторгались в наше небо. Поздно вечером 21 июня 1941 года командир заставы вызвал Полякова к себе: «Взгляни на донесения дозоров. Все войска на той стороне приведены в боевую готовность. Так что, видимо, вот-вот война». А спустя несколько часов немцы начали артиллерийский обстрел...

Туман поднимался над ручьем, по которому проходила линия границы. Сквозь него проступали силуэты наступающих. От окопа к окопу передали команду: «Не стрелять! Подпустить поближе». Потом ударили наши станковые пулеметы. Неравный бой горстки пограничников с превосходящими силами противника длился три часа. В середине дня фрицы обошли заставу с флангов. Пограничники перешли к круговой обороне, а потом контратакой разорвали кольцо и даже отбросили врага назад к границе.

Ночью уцелевшие бойцы похоронили павших товарищей, укрепили наиболее уязвимые места в обороне. И когда утром гитлеровцы возобновили штурм, их встретил такой плотный огонь, что они дрогнули и попятились.

На седьмые сутки небольшому отряду удалось связаться по рации с командованием. «У нас все атаки отбиты», – доложил начальник заставы.  «Не у всех так», – ответили ему и приказали отходить.

Разрозненные группы пограничников объединились и отправились по тылам противника догонять фронт, откатившийся на восток. В конце концов им удалось прорваться к своим. А осенью Полякова вызвали в Кубинку. Там всесоюзный староста Михаил Иванович Калинин вручил бойцу медаль «За отвагу»…

Впереди были еще четыре года войны, служба в 83-м Краснознаменном пограничном полку по охране тыла действующей армии. А затем годы в группе Советских войск в Германии.