Анна Ширяева открыла первый в Самаре магазин комиксов, который за семь лет пять раз менял свое местоположение. Узнали, почему проект кочует по городу, как бороться с вредными соседями и зачем вообще работать, если комиксы сегодня никто не читает
Семь лет назад я даже не знала, что в России вообще есть комикс-шопы
В 2013 году году я закончила техникум и стала думать, что делать дальше. Хотелось начать свое дело — желательно с минимума: к примеру, я планировала создать группу Вконтакте и продавать одежду онлайн. Ни одну из подобных идей я так и не довела до ума.
А потом пришла идея создать собственный комикс-шоп: однажды я заглянула в книжный, и в руки случайно попался комикс по фильму «Особо опасен», который мне нравился.
Естественно, на тот момент я нигде не работала, кредит бы мне никто не дал. С первыми вложениями помогла бабушка. Я росла проблемным ребенком, и периодически она повторяла: «Ты только закончи техникум, а я помогу тебе со стартовым капиталом». У бабушки всегда была слепая вера в меня, и в итоге она безвозмездно дала мне 70 000 ₽. Я потратила их так:
аренда помещения за месяц — 15 000 ₽
оборудование — 30 000 ₽
закупка товара — 35 000 ₽
Мой муж тогда работал поваром в ресторане и изначально решил не лезть в мой бизнес. Он до сих говорит: «Давай сама». Я знаю, что в других городах открывались гик-магазины, которыми девчонки управляли вместе с парнями, но из единоличных руководителей-девчонок по-прежнему знаю только себя.
За первый день стеллаж опустел, денег на завоз не было
В первый же день работы у нас было много гостей, хорошие продажи и выручка 12 000 ₽. Один мужчина, к примеру, сразу закупился на 5000 ₽. Для меня это было шоком. За день целый стеллаж опустел, и я даже не знала, чем его заставить. Но дальше было гораздо тяжелее.
Интереса покупателей хватило только на открытие. Постепенно он начал спадать: мы могли по три дня подряд сидеть с нулевой выручкой, зиму и весну просидели без прибыли. В итоге магазин простоял в ТЦ полгода, за это время нам не удалось выйти на сто тысяч. Вернуть бабушкины вложения — тоже.
При этом мы работали без перерыва, свободы передвижения не было никакой, закрыться пораньше нельзя: по правилам торгового центра я должна была быть на месте в 10:00 и уходить строго в 20:30 — по-другому никак. Муж работал по графику 3/3. В свои выходные он давал мне немного отоспаться и сам выходил на смену в магазин. Создавалось ощущение, что мы работаем не на себя, а на торговый центр.
К тому же я не очень понимала, как работать с людьми, которые просто гуляют по торговому центру. Как оказалось, это вообще не наша аудитория.
Через полгода мучений мы решили съехать в офисник в центре города. Аренда здесь была в два раза меньше, а дела пошли заметно лучше: к лету я взяла на работу двух продавцов, которые подменяли меня по выходным. Они здорово шарили в комиксах и делали очень хорошую выручку.
Наверное, любому бизнесу всегда становится мало. Через год я поняла, что нам нужно помещение на первой линии. К тому же в офиснике нам не давали делать вывеску: нельзя, и всё, ни за какие деньги.
По итогу я нашла помещение площадью 21 м² за 20 000 ₽ практически в деловом центре Самары. Все говорили: «Ань, это очень большие риски, ты зря так делаешь». Но первая линия сделала свое дело: мы повесили огромный банер, к нам заходило очень много прохожих, и пик интереса к нашему магазину пришелся именно на то время, когда мы работали на проспекте Ленина.
Менять локацию торговых точек всегда проблематично. Мы боялись, что людям снова придется привыкать к новому месту работы — и не зря. Еще месяца три в офисник приходили наши покупатели и спрашивали: «А где магазин?» У меня за спиной уже пять переездов, и я понимаю, что первая пара месяцев на новом месте — самые тяжелые: тебе в любом случае нужно ждать, пока до всех дойдет, что магазин переехал. Но потом всё становится на свои места.
Уличный штендер соседи пять раз переехали на машине
Мы снова нашли помещение в центре города. Теперь вход в магазин располагался во дворе, и попасть к нам можно было только через ворота, нажав на звоночек. Само помещение мне очень нравилось: оно было больше предыдущего в два раза при цене 25 000 ₽. В нем было очень стильно, уютно, и я сразу подумала, какое крутое игровое пространство там можно было бы организовать. Но всё сразу пошло не так.
Наши соседи считали непозволительным то, что по их двору будут мотаться наши покупатели. У нас была настоящая война. К примеру, я сделала уличный штендер, который указывал на вход в магазин. Его пять раз переехали на машине, он был весь перекособоченный.
Я даже решила договориться с главной по двору. Она была на моей стороне, не видела ничего плохого в магазине, мы вместе облагораживали дворик, сажали цветы. Но, к сожалению, остальные соседи всё-таки добились своего. Они выяснили, что нашей входной двери в принципе не было в проекте — ее впилили без согласования с администрацией. В результате нам сказали: «Мы вас замуровываем на полтора месяца, и пока все документы не будут готовы, вы не сможете попасть в здание». Нас не выгоняли, пообещали арендные каникулы, но магазин — это мой единственный источник дохода, я не могла себе позволить не работать полтора месяца.
Когда наш вход замуровали, я просто пошла искать варианты площадок на Циане. Я понимала, что первая линия в историческом центре города стоит очень дорого, и мне снова придется искать помещение в офиснике. Но повезло: как раз к этому времени из помещения на пешеходной улице съехал магазин магии — и ровно год назад мы заняли его место. Предыдущие арендаторы оставили нам память о себе: нам достался немного подкопченный потолок. Я полезла отмывать его, но к сожалению, ничего не получилось.
Мы пришли и увидели две комнаты общей площадью 72 квадрата, а между ними — огромную арочную дверь. Делать в одной из них личное пространство немного странно: люди будут постоянно к тебе заглядывать. И вообще я придерживаюсь мнения, что любое пространство нужно адаптировать для посетителей — рабочую зону я смогу устроить на любой табуретке. В итоге мне в голову пришла мысль с игротекой.
Она не требует много вложений. Мы сделали ремонт, купили плейстешн. К нам приходят ребята со своей коллекций игр и проводят турниры. Здесь же проходят Библионочь, гик-барахолки, мини-квизы. Наши бывшие консультанты читают у нас лекции про комиксы, местные художники презентуют зины, которые они делают для себя и друзей. В перспективе мы хотим обустроить в игротеке мини-кофейню, чтобы люди могли здесь не только играть, но и пить капучино.
Каждую осень я думаю: «Может, продать всё к чертям собачьим?»
Так получается, что наш бизнес можно назвать сезонным. Не знаю, с чем это связано — возможно, с плохим настроением горожан, — но уже семь лет я вижу, что осенью у нас всё плохо. Выручка может упасть на 50%. Самый успешный месяц — самой собой, декабрь: праздники приносят в районе 400 тысяч. В январе и феврале показатели снова проседают, а в марте ползут вверх.
Если усреднять, ежемесячная выручка Комикс-Хауса в месяц составляет 250 000 — максимум 300 000 рублей.
В среднем за день в Комикс-Хаус заходит по 10-15 человек, но до сих пор бывает такое, что в магазине вообще никого нет. Пешеходная улица дает большой поток, но это не всегда срабатывает: порой к нам разом приходят двадцать человек и покупают два значка.
Средний чек магазина — 400-500 ₽. На эти деньги можно купить кружку, два стикерпака. Опять же, есть люди, которые постоянно ходят к нам исключительно, чтобы купить два значка — на остальное они вообще не смотрят.
Какие комиксы самые популярные в России и нужно ли разбираться в супергероях, чтобы быть владельцем комикс-шопа, читайте в полной статье: