Найти тему
Оценка и Финансы

В Россию хлынул дешевый белорусский бензин

Оглавление
Но радоваться рано, ибо вы этого все-рано не увидите.
Но радоваться рано, ибо вы этого все-рано не увидите.

Чуть более месяца назад мы писали статью о том, почему покупка дешевого иностранного бензина это не есть хорошо для нашей экономики. Тогда обсуждался вопрос запрета импорта дешевого топлива в РФ из-за рубежа и тогда это обсуждение вызвало немалую волну почти протестных настроений. Прошло время, запрет так и не был введен, и вот его результат.

Из Беларуси потек бензин

За апрель 2020 года Россия ввезла из РБ около 40 тысяч тонн бензина, для сравнения за весь 2019 год было ввезено лишь 200 тонн. Откуда такой рост? В прошлых статьях мы рассказывали об особом механизме регулирования стоимости топлива внутри РФ, парадокс, но чем дешевле нефть, тем более невыгодно производство бензина для внутреннего производителя.

Суть в том, что в большинстве своем производители бензина и добытчики нефти - примерно одни и те же организации, при высокой стоимости нефти нефтянка платит маленькие пошлины при передаче нефти на производство бензина внутри страны, а при низких ценах высокие пошлины… Все это механизм регулирования цен на топливо – демпфер.

Розничные сети сейчас с удовольствием запасаются бензином впрок насколько это возможно, ожидая роста спроса после снятия вирусных ограничений.
Розничные сети сейчас с удовольствием запасаются бензином впрок насколько это возможно, ожидая роста спроса после снятия вирусных ограничений.

Демпфер был придуман для регулирования цен на бензин и сдерживании резкого роста в момент роста цен на нефть. Фактически же именно демпферу мы обязаны тем, что цены на нефть ползут вверх при любой стоимости нефти, а нефтяникам невыгодно продавать бензин внутри страны практически всегда.

Метаморфозы нефтяной державы

Как мы уже говорили выше, в сложившейся ситуации низких цен на нефть нефтяники встали перед необходимостью уплаты космических пошлин при направлении сырья на производство бензина, и по сути производство бензина стало убыточным. В этих условиях государство просто не могло не пойти на встречу, и сократило необходимый объем внутреннего потребления нефти на топливную переработку в 2 раза, до 5% добычи.

Разумеется, что производители сразу же резко сократили продажу «внутреннего бензина», а бензин с внешних рынков (в данном случае из Беларуси) оказался более доступным даже с учетом ввозных пошлин.

В результате мы имеем ситуацию, когда заправщики-монополисты с удовольствием завозят бензин из-за границы. Забавно, что при этом Беларусь нарастила закупки нефти из США, таким образом получается, что в результате всего этого хитрого регулирования мы де-факто покупаем белорусский бензин из американской нефти у своих нефтяников втридорога. Вот такие метаморфозы.

-3