Для тех, кто запутался, что продлили до 31-го и отменили с 12-ого: теперь работать не только можно, но и нельзя!
Уже в 36 из 85 российских регионов возобновили работу предприятия сферы услуг. Столичные власти пока не планируют открывать местные бьюти-предприятия из-за ситуации с коронавирусом в городе. Более того, мэр Москвы С. Собянин назвал салоны красоты и парикмахерские «самыми проблемными с точки зрения распространения вируса» организациями.
Свежеподстриженные и аккуратно причёсанные чиновники с экранов телевизоров спускают невыполнимые требования, попутно облагая красивый бизнес добровольно-принудительными затратами. Барьер взаимного непонимания между бьюти-сферой и властью, похоже, только укрепляется. Государственные органы уверены, что они сделали всё возможное, чтобы помочь предпринимателям с минимальными потерями пережить несколько месяцев карантина. Но бизнес обещанными полумерами недоволен и более того, до сих пор реальных выплат не получил.
12 мая состоялась онлайн конференция «Beauty-индустрия, CRM и продажи».
В качестве спикеров на конференции присутствовали:
- Игорь Стоянов — основатель beauty-бренда «Персона»
- Евгений Сабуров — CEO федеральной сети спа-салонов «Тайрай»
- Ильназ Набиуллин — владелец крупнейшей сети парикмахерских «Чио-Чио»
- Наталья Сычкова — основатель сетей «Ноготок» и «Dry&Go»
- Микаэл Саакянц — директор по маркетингу «YCLIENTS»
- Денис Воронцов — основатель компании «DVCONSULT»
Речь шла о текущей ситуации в отрасли, перспективах развития и взаимодействия с клиентами и о том, как электронные технологии могут облегчить бизнесу жизнь
Падение спроса на услуги бьюти-сферы в Москве наметилось уже с середины марта. По зафиксированным данным (amoCRM, YCLIENTS), клиентский спрос упал с 41 000 записей в начале марта до - 86% к моменту начала самоизоляции 28.03.2020.
За это время тактика игроков бьюти-рынка разделилась:
- Одни молча ждут, чем всё это закончится;
- Другие перенесли свои деловые активности в онлайн (видеоконференции с сотрудниками и чаты с клиентами, рассылки спецпредложений, доставка косметики салонов на дом клиентам, обучающие вебинары);
- Часть рынка «ушла в подполье». 20-30% салонов продолжают работать по звонку за «официально закрытыми» дверями, агрегаторы крутят рекламу с предложениями частных мастеров, а у надомников работы только прибавилось.
После открытия в апреле части салонов и парикмахерских в регионах, был зафиксирован небольшой всплеск продаж, с последующим падением покупательского спроса на 25 - 35%. Средний чек снизился на 20-25% .
Это вполне ожидаемо, ведь доходы населения упали. Когда люди выживают, причёска из важной детали имиджа становится простой гигиенической необходимостью. И следовательно, расходы на неё тоже снижаются.
Надежда на продажу салонами сертификатов, в целом, себя не оправдала и не принесла ожидаемого ажиотажного спроса отощавшим бюджетам. По рассказам представителей отрасли, положительной динамикой в этой связи может похвастаться только сеть клиник «Лазер Pro». Продажа сертификатов в марте 2020 принесла им около 10 миллионов рублей! Но это скорее исключение, обусловленное высоким средним чеком на курс лазерной эпиляции и привлекательностью акционного предложения для клиентов в перспективе.
Работники бюджетных парикмахерских сети «Чио-Чио» столкнулись с недопониманием клиентами такого «посыла» и получили реакцию в духе: «Маша, тебе что, денег не хватает? Давай мы на карту скинем!»
Кстати, наши коллеги в Германии уже пережили ажиотажный спрос населения. Накануне открытия салонов граждане буквально обрушили популярные платформы продажи купонов. В результате мастера в первые дни выхода на работу обслуживали основательно заросших клиентов условно бесплатно.
Внутри отрасли в разных её сегментах тоже нет единства. Представители диджитал-маркетинга верят в цифру и прогнозируют увеличение доли онлайн-технологий в бьюти-сфере в части:
- программ учёта, IP-телефонии, рассылки е-mail и push-уведомлений, внедрения чат-ботов и электронной записи.
Твёрдо стоящие на земле парикмахеры желают им любви и секса онлайн! Ведь если нельзя работать, то и автоматизировать нечего.
Настроения у руководителей крупных сетей мрачные. Обещанных кредитов от государства они пока не получили, диалог с арендодателями идёт тяжело. Мастера отправлены «проедать запасы» в неоплачиваемые отпуска. Многие предприятия апрель и май выживают исключительно за счёт личных средств. Кому-то хватило «накопленной подушки безопасности», а кто-то влил в поставленный на паузу бизнес квартиру или дорогую машину. Есть и такие, кто готов прямо сейчас закрыться до лучших времён.
Не секрет, что основная масса салонов и парикмахерских до пандемии Covid-19 и самоизоляции жила по принципу велосипеда: пока крутятся педали (поступает в кассу выручка) – я еду.
Что ждёт отрасль дальше и сколько ещё предстоит латать бизнес своими деньгами?
ЧП так и не было объявлено. А режим «повышенной готовности» - не повод пересматривать условия аренды, налоги и прочие обязательные платежи. К тому же, если выполнить полностью все требования Роспотребнадзора, то средняя цена на услуги непременно вырастет. И этот рост связан не только с затратами на меры санэпидбезопасности.
Россия производит всего 20% необходимых нашей отрасли расходников, и те из импортного сырья. Остальные 80% мы импортируем. Курс доллара и евро значительно вырос, границы закрыты. Заводы стран-поставщиков переориентированы на внутренние нужды своих государств.
Как это отражается на нас
Виниловые перчатки производятся в Китае – их экспорт закрыли ещё в феврале;
Нитриловые перчатки производятся в Малайзии. Поставки велись через Китай, а сейчас границы закрыты.
Вывод:
ожидается дефицит, перебои поставок и кратный рост цен. А Роспотребнадзор обязал предприятия сферы красоты иметь на местах 5-ти дневный запас масок и перчаток.
При этом фирмы-поставщики, традиционно снабжавшие нашу отрасль одноразовыми расходниками и средствами дезинфекции, ведут листы ожидания и рекомендуют заказывать товар крупным оптом.
Цены увеличились в разы:
- бесконтактные термометры от 9900 руб., бесконтактные дозаторы локтевые от 15000 руб., настольные от 54900 руб., напольные и настенные до 75000 руб.
А сменные лампы для бактерицидных рециркуляторов из продажи вообще пропали!
Добавим к этому:
дополнительную обязанность каждые 15 дней тестировать на Covid 10% персонала (от 2000 руб. за тест на 1 чел.) за счёт работодателя, требование обслуживания 1 мастером 1 клиента в отдельном помещении, с соблюдением безопасного расстояния в 1, 5 метра и интервалами между клиентами от 20 минут.
Становится ясно, что многие салоны закроются, не успев толком открыться.
Успех масочного бизнеса московских чиновников разбудил креативщиков в Нижнем Новгороде. Там пункт о рекомендованном фото и видео протоколировании санобработки превратился во всеобщее обязательное оснащение видеокамерами каждой парикмахерской.
Камеры должны быть установлены за свой счёт во всех помещениях и подключены к государственной системе наблюдения с возможностью видеоанализа в прямом эфире. Область обещает субсидировать затраты на установку системы видеонаблюдения в размере 50%, но не более 3000 руб. на одну камеру.
Владельцы салонов не понимают, что именно будет субсидировано - только камеры или их установка?
По подсчетам компании, более 10 лет занимающейся монтажом систем видеоаналитики, на оснащение одного салона будет необходимо выделить дополнительно от 100 до 150 тысяч рублей!
Губернатор области Глеб Никитин убежден, что это позволит повысить безопасность как самих сотрудников салонов красоты, так и их клиентов. По мнению господина Никитина:
- Владельцы предприятий должны обеспечить бесперебойную работу видеонаблюдения и передачи данных в систему.
- Система дистанционно будет контролировать соблюдение мер безопасности: наличие у сотрудников средств индивидуальной защиты, расстояние между клиентами, время их ожидания в очереди, проведение дезинфекции после посещения клиента и т.п.
А как быть с приватностью процедур, правом на личную жизнь и банальным нежеланием становиться частью «шоу за стеклом»?
Власти утверждают, что идентифицировать человека на видео невозможно. Однако система самообучаемая и умеет отличать сотрудника от клиента. Вопрос о том, чтобы брать у людей согласие на съемку не прорабатывался. Кто будет иметь право отсматривать эти видео–материалы, как и кто будет отвечать за возможную утечку данных?
- Опасность заключается не только в том, что государству может понравиться тотальный контроль граждан, но и в том, что отдельные частные компании решат монетизировать полученную информацию.
Почему если бизнес платит налоги, он должен оплачивать дополнительно ещё и инициативы чиновников, связанные с общественной безопасностью, исключительно из собственного кармана? Особенно учитывая, что почти 2 месяца мы все сидим вообще без работы.
И если после соблюдения всех постановлений и рекомендаций отдельному предприятию индустрии красоты удастся выйти в ноль - это уже будет чудо. Только причём тут бизнес?
Поделиться мнением и развить дискуссию можно в комментариях. Понравилась статья – ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
С требованиями Роспотребнадзора к сфере услуг можно ознакомиться вот тут: