Этот «эталон русской бюрократии» вспоминается у нас крайне редко. А ведь то был творец законов от Бога.
Каждый свой день рождения он спал на сундуке, завернувшись в старенький тулупчик. Не давал себе забыть, откуда вышел.
Самый удивительный вельможа за считанные годы вырос из малозначимого канцелярского работника в первого советника царя Александра I, был простолюдином – стал графом.
Оставшись вдовцом в 28 лет, он до самой смерти не женился, дабы не исковеркать отношений с любимой дочерью. Хотя породниться с ним готовы были самые высокородные семейства России.
Михаил Михайлович мог бы стать выдающимся юристом, философом, писателем. Но так сложилась судьба. Приметив Сперанского, Александр I тут же «употребил» его для своих планов преобразования власти в России.
Какой бюрократ будет корпеть над бумагами по 18 часов в сутки? Только бюрократ-романтик, коим и был Сперанский. А как еще его назвать, если он свято верил, что молодой царь использует «самовластие для обуздания самовластия». Не случайно в мемуарах современники отмечали у Сперанского «возвышенность ума и сердца».
Нельзя сказать, что Михаил Михайлович, сам еще в ту пору молодой человек, идеализировал Александра. Заняв трон, тот действительно хотел превзойти бабку в преобразованиях.
Первым делом Сперанский предложил очистить чиновничество от невежд и установить для поступления на службу образовательный ценз. Царь, не раздумывая, подмахнул этот закон.
Сперанский предложил также ввести в волостях и уездах свои местные законы и суды, в том числе суды присяжных, соблюдать гласность судопроизводства и выборность судей. Ничего этого даже в Европе еще не было. Похоже, только Наполеон понял, какого статс-секретаря завел себе Александр I, и предложил за Сперанского «какое-нибудь королевство».
Именно по предложению Сперанского произошла и реформа высшей государственной власти. Госдума – Сенат – министерства. И все три ветви власти сходились теперь к Государственному совету и престолу.
«Мне бы треть его ума, и я стал бы великим человеком», - сказал о нем Аракчеев. А Наполеон называл Сперанского «единственной светлой головой в России».
На пике своей карьеры, в 1809 году, Сперанский обедал в обществе царской семьи 77 раз. Но уже в следующем году – ни разу. Предложенный им закон о налогообложении дворянства не прошел ему даром. Сказалась и склонность Александра I считать интриганов более полезными, чем честных людей. К тому же, Сперанский был единственным из вельмож, кто смел возражать императору, зная, что может разом потерять все. И, в конце концов, все же потерял - был обвинен в государственной измене и отправлен в ссылку.
После победы над Наполеоном он был почти прощен, но при этом отправлен в Сибирь…генерал-губернатором. Сибирь в ту пору была территорией, где не было ни закона, ни сколько-нибудь упорядоченной системы управления. Условием возвращения Сперанского в Петербург было наведение порядка. Сперанский справился с этой задачей. А сверх того сделал так, что сибиряки так и не стали крепостными.
Он успел еще послужить царю до его кончины. А потом, после восстания 1925 года, попал под подозрение в связях с декабристами и целый ряд лет соединял участие в большой политике со страхом в любой момент быть отправленным Николаем I в Петропавловскую крепость.
Но нам интересны не перипетии удивительной судьбы Сперанского, а его заветы.
Вот что писал он о государственной службе: «Должен быть особенный класс людей, который бы, став между престолом и народом, был довольно просвещен, чтоб знать точные пределы власти, довольно независим, чтоб не бояться, и столько в пользах своих соединен с пользами народа, чтоб никогда не найти выгод своих изменить ему».
(Из книги "Гражданин города")
Спасибо за прочтение. Ставим лайк, чтобы заметка осталась в ленте, подписываемся, делимся мыслями.