Найти тему
Никита Томилин

План спасения Кремля: Когда рухнет экономика, Путин прикроется отставкой Мишустина

Кабмин поможет банкам и госкорпорациям — гражданам, как в 1990-е, придется спасаться огородами

Правительство в ближайшее время представит национальный план восстановления экономики. 19 мая об этом заявил премьер Михаил Мишустин на совещании у президента Владимира Путина.

В тот же день «Интерфакс» опубликовал некоторые положения рабочих вариантов этого плана. По словам источника агентства, они обсуждались на совещании в правительстве 18 мая.

План основан на идее дальнейшего смягчения фискальной политики. Напомним, списание части налоговых платежей во втором квартале 2020 года для отдельных отраслей и снижение ставки соцплатежей для малого и среднего бизнеса вместе с мерами первого и второго пакетов поддержки оценивались в 2,1% ВВП.

В версии же, которую цитирует «Интерфакс», предполагается смягчение фискальной политики «в размере более 10% ВВП», а также рост дефицита консолидированного бюджета в 2020 году до 8,5% ВВП. В эту цифру включается и итог сделки правительства с ЦБ по контрольному пакету акций Сбербанка (около 1% ВВП), и докапитализация Сбербанка и ВЭБ (0,5% ВВП).

Источник покрытия примерно половины федерального дефицита — перераспределение текущих федеральных расходов. Обращает на себя внимание, что Владимир Путин на совещании с правительством констатировал: по объективным причинам в 2020 году не будут использованы «некоторые» госпрограммы.

По мнению экспертов, для нахождения покрытия еще 2−3 трлн. рублей дефицита, а тем более на 7−8 трлн. рублей при более высоком дефиците федерального бюджета (от 6% ВВП) недостаточно нынешних ресурсов Фонда национального благосостояния — его использование ограничено «бюджетным правилом».

Поэтому возможна временная отмена «бюджетного правила». Так, в рабочих планах правительства середины мая 2020 года предполагалась техническая отмена части его положений — если в 2020 году цена нефти будет выше, чем $ 42,5 за баррель («цена отсечения»), то доходы этого периода от нефтегазового экспорта будут не зачисляться в ФНБ, а расходоваться прямо.

Однако при сильном дефиците федерального бюджета полная отмена «бюджетного правила» практически неизбежна. Причем, ряд аналитиков считает, что приведет это к парадоксальному эффекту — укреплению, а не ослаблению курса рубля.

В чем нет сомнений, объем прямой поддержки экономики в 2020—2021 годах будет зависеть от спада ВВП во втором квартале 2020 года. Квартальные консенсус-прогнозы, рассчитанные Центром развития ВШЭ, предполагают спад во втором квартале на 10,7%, причем с огромным разбросом оценок — от минус 6% до минус 16,9%

Это значит, что мер, предусмотренных национальным планом восстановления экономики, может хронически не хватать.

На деле, проблема в том, что едва ли не впервые за все 20 лет нахождения Путина у власти ему необходим сильный, способный на решительные меры кабмин. Но в правительстве Мишустина упорно считают, что трудные времена нужно пересидеть, ничего не меняя по существу. Да, можно кого-то поддержать, или ключевую ставку еще раз снизить — но никаких реформ затевать не следует. Власти хотят сохранить статус-кво — экономическую систему, которая сложилась на протяжении последних десятилетий. Они полагают, что к 2022 году все наладится — нефть вернется к $ 50−60 за баррель, и у российской элиты все опять будет хорошо.

Такая тактика может закончиться экономической катастрофой. И тогда, не исключено, Путину придется отправить правительство Мишустина в отставку — чтобы списать на него ответственность за массовую безработицу и обнищание населения.

— Пока национальный план восстановления — по поручению Путина, кабмин должен представить его до 1 июня — это только общие наметки, — отмечает экономист, научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного экономического университета Андрей Заостровцев. — Никто не знает, образно говоря, всей картины после битвы. Пейзаж станет ясным не раньше, чем через три месяца — к осени. Поэтому сейчас все оценки — это цифры, писанные вилами по воде.

Это видно даже по прогнозу Центра развития ВШЭ: разброс от минус 6% до минус 16,9% - колоссальная разница. Но в любом случае понятно, что провал во втором квартале будет очень значительным.

Но, повторюсь, точной картины нет, потому что многое остается неизвестным. Мы не знаем, как будет развиваться в России эпидемия коронавируса. Не знаем, как скоро будут сняты карантинные ограничения — этого не знают и руководители, поскольку во многом не от них это зависит.

Вместе с тем, политика кабмина понятна: во всем мире сейчас прибегают к так называемой кейнсианской модели. То есть, на спаде пытаются стимулировать спрос. Делается это путем накачки экономики деньгами.

Ничего особо оригинального в действиях кабмина РФ нет, вопрос только в источниках денежной накачки. В нашем случае, их всего два. Это пресловутый ФНБ, плюс заимствования Минфина у ЦБ — по такой модели действуют во всем мире. Механизм прост: министерство финансов выпускает государственные долговые обязательства, а скупает их (поскольку у экономических агентов денег мало), в основном, центральный банк страны. По сути, такое заимствование — это просто-напросто выпуск новых денег, чистая эмиссия.

«СП»: — Кто получит деньги, которые собирается напечатать кабмин Мишустина?

— Помогать будут, прежде всего, крупному бизнесу. Еще до совещания правительства, 18 мая, вице-премьер Юрий Борисов рассказал в программе «Москва. Кремль. Путин» на телеканале «Россия 1» о планах по созданию на Дальнем Востоке авиаперевозчика с флотом исключительно из отечественных самолетов: до 2024 года предприятие укомплектуют 60 лайнерами «SuperJet 100» и 16 машинами МС-21. Все это — формы поддержки крупных экономических агентов за счет бюджета.

Плюс, поддержку бесспорно получат банки. Они сейчас шаг за шагом попадают в сложное положение: доходы у заемщиков упали, возвращать кредиты часто нечем — и малому бизнесу, и среднему, и даже крупному. В итоге, у банков наверняка возникнет дыра в балансе, отрицательное сальдо.

Государство будет затыкать эту дыру — у Сбербанка, ВТБ, а также еще нескольких крупных банков, — предоставляя льготные кредиты, а то и просто субсидии.

Другими словами, поддержка кабмина будет сосредоточена на так называемых ключевых игроках, с тем, чтобы не рухнула вся система. Мелочь спасать не станут — если, конечно, у этой мелочи нет особых отношений с центром управления, с правительством.

Что до раздачи в России денег физическим лицам — об этом речи вообще не идет. То, что уже было декларировано — пресловутые 10 тысяч единовременной выплаты на ребенка от 3 до 16 лет — этого хватит, чтобы недолго продержаться, такие деньги никого не спасут.