Найти тему
Русский для мозга

О школьных сочинениях и радости творчества

Вы любили писать сочинения в школе? Я нет.

Потому что были требования. Писать нужно было часто (по каждому пройденному произведению) и длинно. Сейчас я эти требования сравниваю с нынешними - определить проблему, выявить авторскую позицию, выразить свое отношение - и смеюсь. Потом всплакну немного и снова улыбаюсь.

В школе мне было очень сложно писать помногу, потому что мнения мои по поводу русской классики были весьма определенны и лаконичны. И я не одна такая, много нас было - прикрывались чеховскими принципами малой прозы. А надо было 12 листов. Причем вот да, именно листами считали, не словами. Очень по-гуманитарному...

Мне тогда и в голову не могло прийти, что в каждой своей нетленке нужно "ставить" проблемы (интересно, куда? Если в угол, то непременно в красный, надо полагать), считать аргументы, соглашаться или не соглашаться, приводить примеры и выражать связь между ними... Мы ломали головы над первой строчкой, но и думать не думали о композиции "по критериям". Зато всегда нужен был литературоведческий анализ. Ругали за пересказ и за интерпретацию без опоры на текст. Нужно было рассматривать образы, прослеживать мотивы, анализировать пейзаж и все такое...

И мы делали. Мы писали. В наши 13 - 16 лет: страдали, мучались, искали шпаргалки, оставляли закладки в книгах, но писали. Я не говорю, что мои школьные сочинения хороши - честно, я их не помню. Помню только, что ненавидела их.

И очень хорошо помню, как впервые получила удовольствие от написания сочинений. Я тогда уже училась, наверное, на 4 курсе филфака. Одна моя знакомая попросила помочь ее внучке, поступающей в университет. Раньше были такие подготовительные курсы в заочной форме, где нужно было выполнить несколько контрольных работ и сдать на проверку преподавателю вуза. И вот помощь заключалась в том, чтобы я разом написала штук 7 (не помню, сколько точно) сочинений на заданные темы - все по литературе из школьной программы. Помощь была небезвозмездная, я взялась и тут поняла,  как соскучилась по этому жанру.

На филфаке нужно было много знать критической литературы, постоянно что-то конспектировать, но совершенно не было такой формы работы, как сочинение. Такой, чтоб просто сесть и написать, что думаешь. Без оглядки на Белинского или Лотмана. И в этих работах я поймала кайф. Отвела душу. Это как музицирование или живопись. Как обсуждение спектакля или фильма после выхода из зала. Знакомо такое чувство? Это радость от творчества. И удовольствие от ощущения шевелящихся мозгов. Наслаждение от искусства и от понимания искусства.

Сейчас я занимаюсь индивидуальной подготовкой школьников к итоговому сочинению и ЕГЭ и иногда в ответ на свои предложения слышу: "А так можно?" Звучащий из уст почти взрослого человека (а нынешние выпускники часто старше, чем были мы в свое время), этот вопрос не просто огорчает, а пугает. Кто, что заставляет их думать, что в творческой работе чего-то нельзя? Нельзя не согласовать подлежащее со сказуемым, допускать орфографические ошибки, нежелательно нарушать стиль и перевирать факты. Но если в голову пришла свежая, творческая мысль - почему нельзя?

Так родилась идея: написать альтернативные сочинения по тем темам, которые предлагает современный стандарт. Без постановок проблем и соглашений с автором, а через свои чувства, мысли и настроения... Впрочем, можно усложнить задачу и соблюдать требования аргументации и логики композиции. Хочется предложить школьникам новый взгляд на шаблонные задачи. Не как полноценное руководство к действию, конечно, но как способ показать, что творческая работа - это не вписывание слов в заданный шаблон, это мотивация к самостоятельной свободной мысли и выражению себя через текст.

Скучаете по школьным сочинениям? Я - да.