Когда королева красной ковровой дорожки Кейт Бланшетт на Венецианском кинофестивале вышла на премьеру фильма «Джокер» ее серьги привлекли пристальное внимание собравшейся аудитории. Актриса носила поразительные, вырезанные вручную камеи на сердолике в розовом золоте с кабошонами розового и желтого кварца. Серьги с ограниченным тиражом были созданы LizWorks, платформой, которая сотрудничает с ведущими современными художниками.
«Мне нравится брать традиционные вещи и модернизировать их, чтобы придать им новое измерение и новый голос», - говорит основатель LizWorks из Нью-Йорка Лиз Свиг.
Как таковая глиптика - художественная резьба по камню, считается одним из древнейших искусств. В древности геммы, служили оберегами, затем с появлением государственности стали печатями, скреплявшими указы и сделки. Древние греки носили их в качестве украшения, а римляне — иногда по несколько колец сразу. Геммы любили европейские аристократы и аристократки эпохи Возрождения. Мужчины и женщины из итальянских династий Медичи и д`Эсте не расставались с кольцами-печатками, вырезанными на сердоликах и аметистах. Эпоха Просвещения сделала из гемм подлинный культ, что привело к их массовому коллекционированию в XVIII веке. Именно этим временем датируется страсть к глиптике императрицы Екатерины II. Благодаря ей и ее придворным, массово скупавшим европейские коллекции глиптики в XIX веке, сегодня в Эрмитаже находится одно из двух крупнейших собраний резных камней в мире.
Геммы бывают двух видов. Те, что с углубленным изображением, называются инталиями, а те, что с выпуклым, - камеями. И вторые гораздо более популярны в ювелирном искусстве. В ХХ веке украшения с камеями создавались большинством ювелирных домов. Cartier использовали геммы с египетскими скарабеями для создания украшений в духе ар-деко в 1930-х годах. Bvlgari обращались к глиптике в 1960-х в коллекции украшений со вставками из античных инталий и камей. Камеи любила Габриэль Шанель, их собирал эстет Кристиан Диор.
Много лет камея считалась довольно старомодной. Они считались украшениями бабушек и тетушек, но сейчас мы наблюдаем явное оживление в этой области, поскольку люди лучше понимают древность этого вида искусства и эксклюзивность, поскольку для создания гемм нужны особые знания и навыки.
В течение нескольких поколений камеи ценились как произведения скульптуры в миниатюре, вырезанные из драгоценных и красивых материалов. Покровителями этих художников были императоры, короли и принцы от древней Греции до эпохи Возрождения вплоть до 18 века.
Софи Джексон, специалист антикварного дилера Symbolic&Chase из Лондона говорит: «Каждая из них - это маленькие окошки тайны и символизма. Каждый раз, когда я исследую их, я узнаю что-то новое, и они действительно вознаграждают вас за то, что вы уделили время на изучение каждой детали».
И это не просто погоня за антиквариатом. Ведущие современные ювелиры уже давно используют в своих проектах антикварные гравированные драгоценные камни. Например, мюнхенский ювелирный дом Hemmerle обнаружил неоклассическую камею с изображением короля Георга II, который правил в Великобритании и Ирландии в 18 веке, а также был избранным принцем Священной Римской империи. Он включил гравированные драгоценные камни в одну из своих величественных подвесок с рамкой из бронзы и желтых бриллиантов (фото выше).
На сегодняшний день камеи создаются из самых разных материалов ведущими ювелирами, даже на кости мамонтов. А самый большой хайп в этом движении создала в конце 2019 года Рианна и ее ювелирный бренд Fenty, выпустив на рынок коллекцию изображающую не богинь и классические портреты, а девочек с дредами.
Спасибо за внимание!