Найти в Дзене
Блог Пилота

Спирали в двигателях самолётов. Зачем они?

Скорее всего вы замечали этого рода "Спирали" или "Спиннеры", если вам приходилось летать на самолётах. Может вы не предавали этим "Спиралям" значения, однако в авиации ничего не делается просто так. Можно сделать небольшой экскурс в историю, посмотрев когда и где применялись подобного рода спирали. Спирали на моторах самолётов начали применяться ещё в ходе второй мировой войны, в основном на самолётах "Мессершмитт" и "Фокке Вульф". Самому доводилось читать рассказы историков, где говорилось о применении этих спиралей для "устрашения" или "дезориентации" пилотов противника в ходе воздушных боёв. Однако это является лишь личным мнением тех самых историков. Кок винта красили лишь для того, чтобы можно было понять работает мотор, или нет... Для наземного состава, который участвует в подготовке самолётов к вылету это довольно критично. Если таких "мессеров" или "фокеров" целая стая, которую нужно было срочно поднять в небо, и все самолёты запускаются с небольшими интервалами, создавая оч
Спираль на коке вентилятора самолёта В737NG
Спираль на коке вентилятора самолёта В737NG

Скорее всего вы замечали этого рода "Спирали" или "Спиннеры", если вам приходилось летать на самолётах. Может вы не предавали этим "Спиралям" значения, однако в авиации ничего не делается просто так.

Можно сделать небольшой экскурс в историю, посмотрев когда и где применялись подобного рода спирали.

Макет самолёта BF-109
Макет самолёта BF-109

Спирали на моторах самолётов начали применяться ещё в ходе второй мировой войны, в основном на самолётах "Мессершмитт" и "Фокке Вульф". Самому доводилось читать рассказы историков, где говорилось о применении этих спиралей для "устрашения" или "дезориентации" пилотов противника в ходе воздушных боёв. Однако это является лишь личным мнением тех самых историков. Кок винта красили лишь для того, чтобы можно было понять работает мотор, или нет... Для наземного состава, который участвует в подготовке самолётов к вылету это довольно критично. Если таких "мессеров" или "фокеров" целая стая, которую нужно было срочно поднять в небо, и все самолёты запускаются с небольшими интервалами, создавая очень громкий общий шум, то идентифицировать запущенный самолёт можно по этой спирали. Самолёты базировались зачастую просто в полях и не было никакой разметки для руления, соответственно наземный персонал мог вовремя понять, что не стоит стоять на пути у самолёта, и риск попасть под винт для обычного техника значительно уменьшался. Также на самолётах с хвостовой опорой затруднён обзор во время руление из-за большого тангажа, поэтому пилоту было сложно увидеть бегающих вокруг самолёта техников.

Самолёт ЛА-7 законцовки винта покрашены в желтый цвет.
Самолёт ЛА-7 законцовки винта покрашены в желтый цвет.

На советских самолётах иногда для этих целей красили законцовки в желтый цвет, это создавало своеобразное желтое кольцо при вращении лопастей. К стати эта схема применяется на всех современных винтовых самолётах.

Спираль на современном самолёте
Спираль на современном самолёте

Сегодня спирали рисуются на коке вентилятора турбовентиляторных двигателей, чтобы показать наземному персоналу, работает двигатель или нет. В принципе цель спирали не поменялась со второй мировой войны. Сейчас наземный персонал использует средства защиты: перчатки, очки и наушники. Поэтому они могут не услышать, что двигатель работает. Ну и в современных аэропортах довольно шумно. Работают наземные источники электропитания, кондиционерные установки, работает наземный транспорт и авиатранспорт. Нахождение людей вблизи работающего двигателя крайне опасно! Также пилоты используют дополнительные варианты уведомления персонала об опасности или не опасности нахождения вблизи самолёта. К примеру на самолёте В737 используется "Anti collision lights", которые включаются перед запуском двигателей и выключаются после остановки двигателей.

Самолёт В737 и птицы
Самолёт В737 и птицы

Существует своеобразный миф, о том, что спираль может отпугивать птиц. Пока это не подтверждено. Японская авиакомпания ANA в своё время провела анализ столкновения с птицами, утверждается, что было незначительное уменьшение попаданий птиц в двигатель, но всё это было в рамках статистической погрешности. Что может отпугивать птиц, так это фары самолёта (незначительно) и аэродромные службы. Я видел как против птиц использовали шумовые гранаты, и световые огни, и специальные звуковые сигналы, и даже других хищных птиц. Наверное скоро для этого будут использовать дроны.

Виды спиралей.
Виды спиралей.

Есть множество видов спиралей и некоторые довольно сложно найти. Наиболее распространена классическая спираль G-SWIRL, которая используется в двигателях CFM. Однако есть тоже распространенный вариант с "апострофом" APOSTROPHE, его можно найти на самолётах В767 и на новых Airbus NEO.

A320 NEO CFM Leap Engine
A320 NEO CFM Leap Engine

Спасибо, что прочитали эту статью!

До встречи, дорогой читатель!

П.С.Возможны орфографические ошибки, sorry, редко пишу на русском.