Найти тему
Елизавета Каширина

Поколение App: как думают, чувствуют и ощущают себя дети в цифровую эпоху

Оглавление

Что особенного в "цифровых туземцах", которые проводят в didgital-мире по шестнадцать часов в неделю.

Подростки, растущие в наше время, не только погружены в онлайн. Они привыкли думать о мире, как о наборе приложений, видеть свою жизнь цепочкой упорядоченных действий, где ответы на все вопросы есть в "Ок, Гугл".

Ольга Неснова
Ольга Неснова

Основные темы разногласий родителей и детей сегодня - чувство самоидентичности, отношения друг с другом и креативность. Конечно, люди за сотни миллионов лет сильно не изменились. И все же благодаря цифровым технологиям идентичность, близость и воображение значительно трансформировали нас.

Разница поколений

Поколение "цифровых иммигрантов" 50-х гг. 20-го века – люди, жившие в годы, когда число компьютеров в мире ещё можно было сосчитать. К 1960-м годам в технологической сфере прогресс в средствах коммуникации, создании и распространении знаний был головокружительным. Мир вступил в цифровую эпоху.

За мейнфреймами последовали более маленькие и мощные настольные компьютеры. ЭВМ были громоздкими и неуклюжими. Новые устройства обладали большей мощностью и мобильностью, и они работали гораздо быстрее. Гегемония крупных вещательных сетей была нарушена, поскольку кабельное телевидение привело к распространению новых каналов, многие из которых сильно зависели от цифровых технологий.

Самым важным было то, что различные цифровые устройства больше не были отдельными сущностями

Ольга Неснова
Ольга Неснова

Все чаще микроволновка и телефон могли иметь несколько функций одновременно: размораживать продукты и делать поп-корн, звонить и передавать факсимильные сообщения. Такие устройства были способны взаимодействовать друг с другом. В середине 20-го века о поколениях обычно говорили в терминах политического опыта или мощных культурных сил.

Следующий виток развития 80-90х гг. - люди, поклонявшиеся центральному телевидению. Тянули телевизионный кабель в дом. Занимались на компьютерах в школьных классах. Персональный компьютер все более популярен. Роста кабельного телевидения, наряду с круглосуточным циклом новостей и реалити-шоу, которые оно породило. Постепенного уходят таксофоны и стационарные телефоны. Их заменяют мобильные и всемирная паутина версии 1.0.


Новое поколение App

Все поколения в будущем будут определяться их доминирующими технологиями. Продолжительность каждого из них зависит от долговечности конкретной технологической инновации

Поколение начала 21-го века не помнит времени без планшетов, компьютеров, мобильных телефонов и интернета. Поженившись со своим смартфоном, их детство проходит глубоко погруженным в социальные сетях и мессенджеры: Facebook, Twitter, ВКонтакте, WhatsApp. Все больше осознают мир за пределами конкретной страны. Переживают более яркие, непосредственными и интерактивными впечатления.

Мир, пронизанный приложениями, может во многих отношениях быть чудесным. И все же, мы должны спросить себя, должна ли жизнь быть просто коллекцией приложений или одним всеобъемлющим супер-приложением

Приложения на смартфоне у детей представляют собой своего рода отпечатки пальцев — только вместо уникального узора - сочетание интересов, привычек и социальных связей, которые идентифицируют личность ребенка. Личность становится похожа на иконку приложения. Внутренний мир упаковывается во внешнюю оболочку. Показывает оптимизм, минимизирует подробности личной жизни. В результате по мере того, как ребенок растёт, эта упаковка препятствует принятию любого рода рисков.  

В целом, жизнь в обществе, наполненном приложениями, дает не только множество мелких особенностей личности человека, но и толчок к "упакованному чувству себя" приложению для жизни и самоидентификации. Цифровые медиа-технологии дали начало множеству новых инструментов и контекстов для молодежи, чтобы выразить и исследовать свою личность. Затем интерфейс приложения стал неотъемлемой частью того, как они предпочитают выражать себя в интернете.

Ольга Неснова
Ольга Неснова

Как пользоваться цифровыми инструментами

Приложения хороши, если они заботятся об обычных вещах, помогают исследовать новые пути. Формировать более глубокие отношения. Размышлять о тайнах жизни. Создавать уникальную и значимую личность. Попытайтесь уловить контраст: приложения, которые позволяют или поощряют нас искать новые возможности, - это приложения, которые позволяют нам использовать их.

Но если приложения просто превращают нас в более опытных домоседов, которые не умеют думать сами, задавать вопросы, развивают значимые отношения, формируя лишь "чувство себя", то приложения просто выстраивают дорогу к крепостному праву. Когда мы позволяем приложениям ограничивать или определять наши действия, выбор и цели, мы становимся зависимыми от них. Люди слишком охотно принимают удобство технологий: эффективность, автоматизм, безличность, которые в итоге могут превзойти индивидуальные цели, волю, управлять верой.

Приложение напоминает закрытое сообщество. Ограничения могут быть либо диктовать образ мышления, либо они предлагать вызов: спрашивать нас, что мы можем сделать, несмотря на ограничения. Приложения также могут стимулировать нас к созданию нового приложения или сайта, предлагая благоприятные условия для распространения приложений.

Запомнить: приложения, которые поощряют нас искать новые возможности, - это приложения, которые позволяют нам использовать их. Напротив, когда мы позволяем приложениям ограничивать наши действия, выбор и цели, мы становимся зависимыми от них.