Шаймурат А.Н., студентка 4 курса Университета Иностранных Языков и деловой карьеры, г. Алматы, Республика Казахстан.
Научный руководитель - Тлепбергенова А.А., кандидат филологических наук, доцент.
Аннотация: В данной статье рассматриваются основные аспекты взаимодействия социальных сетей и журналистики, анализируются причины и факторы, способствующие развитию и взаимозамещаемости данных инструментов распространения информации, совместимость института журналистики с новыми технологиями. Предлагаются рекомендации по использованию таких инструментов как: блоггинг, видеохостинг и подкастинг в целях популяризации отечественных каналов связи.
Ключевые слова: блогинг, видеохостинг, подкастинг, социальные сети, средства массовой информации, технологии, казахстанский рынок информации.
С развитием технологий журналистика подверглась реструктуризации как в подаче материала, так и в жанровой составляющей. Данное явление было вызвано феноменом медийной конвергенции и переходом в цифровое пространство. Журналистика в 2020 году переходит на новый этап, характеризующийся эфемерностью ее контента, ее каналов и ее аудитории. Интернет сети и постоянные технологические инновации привели к новому сценарию для средств массовой информации. Мобильные медиа-платформы демонстрируют множество новых и инновационных, контентных и коммуникационных возможностей. В этой технологической медийной среде происходит пересмотр профессиональных журналистских норм и общей практики. Платформы для сетевых потоков информации, социальные медиа находятся в центре этого перехода. Они изменили способ производства, распространения, использования и потребления журналистского контента, поэтому их активность рассматривается многими экспертами как очевидный и необходимый шаг в первой цифровой трансформации журналистики.
Для пользователей сайты социальных сетей предоставляют точку доступа к новостям. Большая часть молодой аудитории получает новости на своих мобильных устройствах в рамках их постоянного подключения к медиа-платформам. Этот рост привычки мобильного потребления новостей, который будет еще более важным для следующего поколения, и уже сейчас показывает будущее индустрии новостей. Поскольку мобильные пользователи ищут краткосрочные новости, средства массовой информации должны создавать собственные форматы, адаптированные к этим информационным схемам использования, характеризующимся более быстрым доступом и большей своевременностью. Перед СМИ стоят задачи адаптации своих моделей производства как к новым функциональным возможностям социальных сетей, так и к поведению потребителей новостей.
Журналистика играет огромную роль в жизни каждого общества. Информация – это то, что отличает нас от животного мира, это наш предмет труда. Мы можем подтвердить это наглядно на примере текущей ситуации в стране. Но самое главное в информации - это ее актуальность. Чем быстрее информация попадет в общий доступ, тем быстрее начнется процесс, будь то решение общей проблемы или переход на режим ЧС. Благодаря интернету, журналистика может быть актуальной и полезной. Встает только вопрос o том, в каком формате преподносить новости. Блоги, подкасты и видео хостинги отлично справляются с информационной функцией. Они просты, удобны в использовании и доступны. Газетная деятельность, не только в Казахстане, но и во всем мире теряет былой спрос. Это затратно, не экологично и занимает большое количество времени, что в современных реалиях равняется потере дохода и читателей.
С 2010 года журналистика в стране постепенно начала переход с газет на сайты. Такие большие издания как «Караван», «Казахстанская правда», «Вечерний Алматы» отдали свое предпочтение цифровому формату. К тому же интернет, это площадка с большим количеством пользователей. Показатели интернет ресурсов согласно статистическим данным в десять раз превышают теле-форматы. А от них напрямую зависит доход любого негосударственного издания. Рекламодатели, которые приносят 90% дохода изданию, находят больше клиентов, а цены на партнерские материалы растут. К примеру, стоимость одного коммерческого материал в онлайн издании «The STEPPE» начинается с суммы от пятисот тысяч тенге. Это позволит издательствам создавать больше контента и перестать зависеть от государственных выплат.
Несмотря на положительные результаты, эксперты предполагают, что в ближайшие десять лет сайты так же изживут свою значимость. Это связано с развитием мобильных технологий и ростом спроса на социальные сети. С каждым годом потребность в персональном компьютере для обычного пользователя снижается. Согласно данным сайта statista.com в 2017 году 63% людей просматривали сайты с мобильных телефонов. В 2018 году исследования Startcounter показали, что ноутбуки использует 43% пользователей, а телефоны 52%. Персональные компьютеры и ноутбуки становятся устройствами профессионального использования, из-за своей стоимости, массивности и сложности в использовании. В мобильных устройствах все направлено на комфортность и простоту, поэтому вероятность того, что приложения и социальные сети в скором времени заменят нам сайты, оправдана. Социальные сети развили такие форматы как блоггинг, подкастинг и видеохостинг. Эти форматы пользуются спросом, хорошо окупаются и не требуют больших вложений. Технологии развиваются, и статистика показывает положительный рост в переходе журналистики в блог-формат. Цель исследования - исследование и анализ рынка блоггинга, подкастинга и видеохостинга как потенциальных площадок для приложения сил журналиста.
Материалы и методы. При написании этой работы использовались такие методы, как: метод сравнения, анализ и сбор данных. Материалы, на которых основывается работа – статистические данные зарубежных и местных изданий за 2019 год, теоритические данные исследователей, статистические показатели казахстанских медиа в блогосфере, видеохостингах и подкастингах.
Термин Блог (от англ. Web-blog) был введён в 1997 году американским блоггером и программистом Йорном Баргером. Он представляет собой расширенный комментарий к электронным статьям, дискуссиям, пресс-релизам, ссылкам.
Подка́стинг – это термин, который состоит из английских слов iPod и broadcasting . Он означает повсеместное вещание, широковещание — процесс создания и распространения звуковых или видеофайлов (подкастов) в стиле радио - и телепередач в Интернете.
Журналист Дмитрий Мучкин определяет подкасты как аудиофайлы, по формату схожие с радиопередачами, на определённую тему. Для их создания не нужно профессиональных навыков и дорогого оборудования — только микрофон и доступ в интернет.
Видеохостингами считаются сервисы, позволяющие загружать и просматривать видео в браузере через специальный проигрыватель. Основное отличие видехостингов в том, что «контент генерирует пользователь» (User-generated content).
Данные инструменты связи появились в 1990-х годах, представляя собой цифровые аналоги СМИ в сети интернет. За время своего существования они успели значительно измениться как внешне, так и содержательно. Аудитория блогов вышла за пределы сайтов. Сегодня блогинг является активным способом формирования контента для социальных сетей, видеохостингов, иногда телепрограмм. И хотя общие признаки блогов схожи с журналистикой, эксперты расходятся во мнениях. Например, Майк Смартт, редактор BBC News Online считает, что при распространении информации важна достоверность. По мнению Смартта веб-блоги играют определенную роль наряду с обычным выпуском новостей, но не являются журналистикой: «блоггинг не структурирован так, как журналистика. Люди высказывают свои взгляды относительно необработанным способом. Две основные вещи, которые отделяют блоггинг от журналистики, это: персонализация голоса блоггера и отсутствие рабочего процесса косвенного решения проблемы, без обращения к личности, который присутствует в любой печатной или онлайн-публикации. Редактор Мэтт Хоуи более скептически относится к способности обычных СМИ эффективно использовать веб-блоги. Хоуи говорит, что есть много печатных изданий, которые пытаются делать веб-блоги, но мало кто из них, достаточно интересен. Единственными, кто добьется успеха, будут те, кто сохранит свою индивидуальность Журналист и консультант в области медиа, разработавший проект оценки качества новостей, Фредерик Филлу считает что блоггинг, как явление, уже вышел за пределы своих истоков и вырос в свежий новый журналистский жанр, который, вероятно, станет главным двигателем современных новостных сайтов.
Таким образом, если журналистика по определению является институтом донесения новостей справедливым, сбалансированным и точным способом, то блоггинг – это не журналистика. Но если правда заключается в том, что не все журналисты и средства массовой информации придерживаются этих принципов, то различие становится менее ясным.
Существует парадокс между свободой блогов и их достоверностью, но снижение читательской аудитории печатных СМИ и экспоненциальный рост блогов говорят о том, что многие читатели могут игнорировать это в пользу поиска более "честной" отчетности. Очевидцы могут мгновенно поделиться последними новостями и визуальными свидетельствами со своих мобильных телефонов – теперь это общественность, информирующая журналистов, а не наоборот. Однако источники не могут быть легко проверены через Twitter, и без посредничества средств массовой информации не всем сообщениям можно доверять; таким образом, возникает еще один парадокc.
Блоггер daraghmather говорит, что одно из главных отличий блоггинга от журналистики заключается в том, что многие журналисты получают деньги за то, что они пишут, а блоггеры, как правило, пишут бесплатно. Хотя в последнее время многие блоггеры фигурируют в газетах, а через социальные сети получают глобальную аудиторию. Молодое поколение посещает блоги для прочтения новостей, а не читают газеты, слушают новости или смотрят телевизор, а они преимущественно являются главной целевой аудиторией.
The New York Times, CNN и многие другие издания публикуют живые блоги во время выборов и других крупных событий, вместо привычных статей, так что это не последние новости сами по себе, но живая, активно развивающаяся история. CNN считает, что это новый инструмент подачи информации, с довольно приличными результатами, приносящими изданию самый высокий трафик.
У таких материалов, как, например, импичмент, или стихийные бедствия обычно нет даты окончания, потому возникает необходимость в формате, который можно будет регулярно обновлять, что в контексте статьи будет выглядеть неорганично и непрофессионально. В блогах можно перемещать URL-адреса по мере изменения истории. Во время шторма или урагана, CNN запускает цепочку блогов, информируя людей о положении вещей кратко и содержательно.
Эффективность форматов.
Блоггинг часто упускается из виду многими изданиями при принятии решения о стратегии развития, однако в большинстве случаев блоггинг может быть столь же мощным, как и отличная кампания Facebook или Twitter. Издательства которые регулярно ведут блог, получают на 67% больше лидов в поисковых системах каждый месяц, чем те, которые этого не делают. Около 57% маркетологов считают, что они получили аудиторию через блоггинг.
Однако, говорить о вероятности перехода журналистики в блоггинг начали уже в 2003 году. Аналитики называют блоггинг формой гражданской журналистики, так как они имеют налаженную связь с общественностью, возможность узнать мнение граждан на то или иное событие происходящее в стране. Копирайтер Джоди Рейнсфорд считает, что феномен блогов заключается в том, как много людей интересуется тем, что говорят блогеры. Блоги стали удобным и практичным инструментарием для военных журналистов - в момент, когда журналист находится в экстремальных и опасных для его жизни условиях.
Глядя на содержание блогов, такие как альтернативная перспектива, опыт первого лица и интерактивность, можно сделать вывод, что читатели хотят либо сбалансированный, либо более личный угол зрения на новости.
В основе этого также может лежать растущее недовольство или недоверие к новостям, предоставляемыми крупными медиа-конгломератами. Основная причина для посещения блогов – это информация, которая никогда не увидит свет в области печатных или телевизионных СМИ. Например, ни одно крупное СМИ в США не сообщило, что США вырезали из иракской декларации более 8000 страниц, поскольку в ней содержалась информация об американских компаниях, которые поставляли все биологическое и химическое оружие Саддаму Хусейну.
Возможно, одна из привлекательных сторон блогинга заключается в его непосредственном и динамичном качестве. Без повестки дня, редакционной позиции или педантичного субредактора, стоящего между писателем и читателем, блоггинг может обеспечить репортаж в сырой и захватывающей форме.
Распространение онлайн-видео новостей, в большинстве случаев, основано на развитии продуктов и пользовательской базы таких компаний, как Facebook и Google через видеохостинг YouTube. Он предлагает потенциально прибыльный источник рекламных доходов в сложных бизнес-условиях. Таким образом видеохостинг представляет собой пересечение редакционных возможностей цифровых медиа, рост компаний-платформ, которые все больше определяют цифровую медиа среду.
Видеоролики YouTube отображаются в верхней части страницы результатов поиска Google, для удобства просмотра. Видехостинг отвечает таким запросам для издания, как: увеличение узнаваемости, классификация контента, возможность группировать связанный контент, при наличии серии публикаций на одну тему, содержит ключевые слова и метки, полезные для поисковиков, а значит, ролик будет легче найти. Так же YouTube имеет a встроенное сообщество, где люди могут подписаться на канал, чтобы следить за обновлениями. Увеличивается количество людей, которые делятся контентом канала в социальных сетях, так как функционал хостинга позволяет очень легко обмениваться ссылками. Еще одно преимущество видеохостинга – мобильность. Мобильная версия приложения преобладает над десктопной по количеству использований. YouTube играет важную роль во многих важных новостных сюжетах в качестве хранилища доказательств. Amnesty International создала инструментарий под названием the Citizen Evidence Lab (Гражданская лаборатория доказательств), чтобы помочь журналистам аутентифицировать видео на YouTube.
Решение о потоковой трансляции онлайн (или на мобильном устройстве, обсуждаемое ниже) также может иметь некоторые недостатки для местных телевизионных станций. если пользователи решат перенести свое наблюдение на эти прямые трансляции, то станции потеряют просмотры телевизионной рекламы, которая приносит большую часть прибыли.
Хостинг видео стоит дорого, особенно если аудитория переносит просмотр своих новостей с телевизора в интернет. Тем не менее, хостинг собственного контента также обеспечивает гораздо большую гибкость и позволяет организации сохранять весь доход от любой видеорекламы.
Наличие выделенного канала на YouTube требует, чтобы персонал поддерживал контент
Однако количество и активность подписчиков на опыте варьировалась по-разному, в перспективе с национальными новостными изданиями, CNN имел 408,675 подписчиков, а Vice Media-4,4 миллиона. Генеральный директор Facebook, Марк Цукерберг считает, что видео материалы займут большую часть рынка в будущем. Компания Cisco оценивает, что до 80% интернет-трафика будет содержать видео к концу 2020 года. Каждый день в Facebook просматривается 100 миллионов часов видео. Это 11 415 дней видео-контента.
С 2019 года количество активно публикующихся подкастов в мире составило восемьсот тысяч. А количество языков превысило сотню. В России, к примеру, 2019 год стал феноменальным по количеству прослушиваний. Интерес аудитории к подкастам вырос на 60%. Исследования показали, что большая часть пользователей склонна к прослушиванию подкастов на тему IT технологий, изучения английского языка, кино разборам, саморазвития, образа жизни. Преобладающее число подкастов выпускается в форме беседы, что так же одобряется слушателями. Такие подкасты легче всего воспринимаются на слух и усваиваются. Около двадцати процентов слушателей хотели бы, чтобы язык подкастов был более раскрепощен и приближен к реалистичной беседе друзей. Пользователи сервиса Яндекс.Музыка ответили, что хотели бы послушать кинокритиков и журналистов, а так же хотели бы возрождения жанра детективных и журналистских расследований. Самыми успешными образцами для анализа эффективности подкастинга являются Meduza, Арзамас и Куджи. Подкаст Медуза за три года существования окупился для своих издателей в четыре раза. Рост спроса по прогнозам будет приносить редакции не менее пятидесяти миллионов рублей в год. По проведенным редакцией анализа аудитории подкасты слушают преимущественно мужчины, их в общей составляющей 56%, а процентная доля женщин 44%. Слушатели подкастов в основном люди с наличием среднего и высшего образования – 69%, около 49% слушателей люди в возрасте от двадцати пяти до тридцати четырех лет. Это дает нам понять, что слушатели подкастов это социально-активная и преданная аудитория, которая слушает подкасты целенаправленно. Регионы прослушиваний охватывают в основном городские сектора. Слушают подкаст не только в России, в Казахстанском чарте подкастов Медуза занимает лидирующие позиции.
Издательство не зависит от государственных субсидий, а, следовательно, обладает свободой в тематическом выборе материала. Средняя продолжительность одного подкаста составляет от двадцати до тридцати минут. При этом на продолжительность подкаста напрямую влияет его тематика. Так на познавательные подкасты, или подкасты с образовательной целью, как например подкаст ТАСС-слово, уходит от десяти до тридцати минут. Повествовательные подкасты, такие как Арзамас, рассказывающие об истории и развитии определенных явлений занимают от тридцати до шестидесяти минут. В случае с подкастами, длина подкаста определяет его целостность, полезность и аудиторию. Так в видеохостингах средняя продолжительность ролика постепенно сокращается, как и внимание зрителя. В подкастах, по результатам опросов, слушатель предпочитает часовые и иногда трех часовые записи, в зависимости от интереса к теме и харизматичности повествователя.
Подкастинг является серьезным претендентом на будущее журналистики. Проведенное компанией Нэтфликс исследование показало, что пользовательская аудитория, не смотря на предпочтение видео контента, теряет интерес при просмотре больших и объемных материалов. Так при просмотре фильмов, 54% аудитории переключает внимание на мобильные телефоны, занимаются домашними делами или куда-то идут. Компания Google подтвердила данную статистику. После добавления функции фонового прослушивания их видеороликов, продажи премиум подписки увеличились. Это дает подкастам стать альтернативой для больших и содержательных жанров. Помимо этого подкасты расширят образовательную базу данных для слепых и слабовидящих людей.
Таким образом мы видим, что блоги, видеохостинги и покасты справляются с основной задачей журналистики – подачей информации и обладают эффективными средствами, повышающими вовлеченность аудитории и удобством в использовании.
Решения. Казахстанская блогосфера на данный момент, нуждается если не полном переходе, то хотя бы в частичном участии СМИ. Из проведенных исследований мы наблюдаем рост доверия к информации в социальных сетях. Чаще всего откровенная, но иногда искусно манипулируемая интересами отдельных лиц аудитория, нуждается в участии СМИ. Например, информация о предстоящих дефицитах на продукты, существенно увеличила стоимость на продукты первой необходимости. Ресурсы, такие как Фактчек, помогают развеять сомнения. Но они единственные в казахстанских медиа и блогах, кто занимается проверкой достоверности распространяемой в блогосфере информации. Взаимодействие с аудиторией в блогах становится быстрее, особенно в мессенджерах. Блоги как потенциальные источники информации помогают в конкуренции с другими изданиями. Казахстанским медиа необходимо большее исследование рынка блогосферы, с практическим применением полученных данных. Новые инструменты помогут сделать подход к более серьезным жанрам более креативным. Например, собирающие низкие рейтинговые показатели аналитические и политические передачи на телевидении, успешно реализуются в видеохостингах.