Утром 9 мая 2020 г. премьер-министр Армении Никол Пашинян опубликовал в своем блоге в Facebook фотографию своего деда, участника Великой Отечественной войны. Подпись к фотографии гласила: «Никол Пашинян, 1913–1943 годы. Служил в 554-м полку 138-й стрелковой дивизии. Вечная память павшим за Родину».
Несколькими днями ранее в интервью телеканалу «Мир» премьер-министр Армении также вспоминал о своем деде: «Несколько тусклых, старых фотографий моего деда, который погиб на фронте, пропал без вести – это все, что у нас есть. Это очень дорогие воспоминания для всей нашей семьи. Я надеюсь, что с честью ношу имя деда-фронтовика».
Обвинения
Обычная для 9 мая публикация обернулась скандалом. Буквально через несколько часов в комментариях под фотографией стали появляться ссылки на опубликованные на сайте Минобороны России «Подвиг народа» данные о Николае Вартановиче Пашиняне – красноармейце, попавшем в немецкий плен, сотрудничавшим с нацистами и погибшем в конце 1943 г. в боях с Красной Армией. Авторы комментариев утверждали, что это и есть дед премьер-министра Армении.
10 мая 2020 г. информация о том, что дед Никола Пашиняна являлся нацистским пособником, появилась в армянском сетевом издании yerevan.today и была оперативно переведена на русский язык. После этого ее начали активно воспроизводить в азербайджанских, а затем и в российских СМИ. 15 мая 2020 г. публикации о предполагаемом коллаборационизме деда Никола Пашиняна вышли на порталах Lenta.ru, Gazeta.ru, в изданиях «Московский комсомолец» и «Комсомольская правда».
18 мая 2020 г. пресс-служба премьер-министра Армении распространила заявление, в котором информация о сотрудничестве деда Никола Пашиняна с нацистами была названа ложной.
«Мы сожалеем, что, некоторые авторитетные российские СМИ опубликовали непроверенные материалы подобного рода с использованием риторики, которая умышленно распространяется определенными кругами в сугубо политических целях… Даже самый поверхностный анализ каналов распространения указывает на то, что инициаторы данной фальсификации в перспективе преследуют цель вбить клин в армяно-российское братство, и для достижения этой цели они не будут гнушаться откровенными инсинуациями в отношении ветеранов и героев Великой Отечественной войны».
В заявлении отмечалось, что дедом премьер-министра Армении являлся не Николай Вартанович, а Николай Аракелович Пашинян.
Два Пашиняна
Так кем же был дед премьер-министра Армении? Попробуем разобраться в этом с документами в руках.
На сайте «Подвиг народа» опубликовано похоронное свидетельство (Grabmeldung) на военнослужащего входившего в состав созданного нацистами “Армянского легиона” 814-го армянского пехотного батальона Николая Пашиняна (Nikolei Paschinjan), 23.12.1913 г.р., уроженца села Енукаван (Jenukawan) Иджеванского района Армении, погибшего 29.09.1943. На карточке имеется резолюция на русском языке о направлении запроса на Николая Пашиняна в Иджеванский райвоенкомат «на уточнение».
Датированный 16 августа 1954 г. ответ Иджеванского РВК подшит в дело сразу за похоронным свидетельством; из него следует, что в Москве индентифицировали служившего в 814-м армянском пехотном батальоне коллаборациониста как Николая Вартановича Пашиняна. В ответ на запрос Москвы райвоенкомат сообщил, что человек с таким ФИО в селе Енакован проживал только один.
После этого в учетную книгу Иджеванского РВК была внесена запись следующего содержания: «Пашинян Николай Вартанович, умер в 29.09.1943 при прох[ождении] службы в немецкой армии». В той же записи зафиксирован входящий номер поступившего из Москвы запроса о личности Пашиняна: №556 от 02.08.1954.
Дополнительную информацию о личности Николая Вартановича Пашиняна мы находим в составленном в январе 1947 г. Иджеванским райвоенкоматом списке пропавших без вести солдатах и сержантах Красной Армии. В этом документе о Николае Вартановиче сообщается следующая информация: 1903 г.р., красноармеец, член ВКП(б), проживал в селе Енакован Иджеванского района Армянской ССР, призван в 1941 году, связь с родными прекратилась 18 ноября 1942 г., пропал без вести 18 ноября 1942 г., адрес полевой почты отсутствует, последнее известное место нахождения – краснодарский госпиталь, жена – Пашинян Сирануш, проживает в селе Енакован Иджеванского района. Под основной строкой позднее дописано: пропал без вести в феврале 1943 г.
О личности Николая Аракеловича Пашиняна на «Подвиге народа» информации меньше. В составленном в июне 1947 г. Иджеванским райвоенкоматом списке пропавших без вести солдатах и сержантах Красной Армии имеются следующие данные: 1913 г.р., сержант, командир отделения, член ВКП(б), проживал в селе Енакован Иджеванского района Армянской ССР, призван в 1941 году, связь с родными прекратилась 22 января 1942 г., полевая почта 464, 554 стрелковый полк, пропал без вести в январе 1942 г., г. Керчь, жена – Пашинян Марям Казаровна, проживает в селе Енакован Иджеванского района. Над основной строкой позднее дописано: пропал без вести в феврале 1943 г.
В более поздней учетной книге Иджеванского РВК информация более лапидарна: «Пашинян Николай Аракелов[ич] 02.43 пр[опал] б[ез] в[ести]».
Ошибка в документах
Изучение опубликованных на сайте “Подвиг народа” документов о двух Пашинянах позволяет выявить одну достаточно значимую ошибку. Речь идет о дате “пропажи без вести” Николая Аракеловича.
Судя по всему, в 1947 г. сотрудники Иджеванского РВК запутались в однофамильцах – только этим можно объяснить то, что и Николая Вартановича, и у Николая Аракеловича в качестве даты “пропажи без вести” значится февраль 1943 г. Для Николая Вартановича эта дата, скорее всего справедлива, ибо последние письма от него родные получили в ноябре 1942 г.
А вот Николай Аракелович в последний раз связывался с родными в 22 января 1942 г. – как раз перед тем, как 138-я стрелковая дивизия, в составе которой он проходил службу, была переброшена в Керчь. Потом были тяжелые бои в Крыму; если бы после эвакуации дивизии на Кубань в мае 1942 г. Николай Аракелович оставался в строю или проходил лечение в госпитале, то до февраля 1943 г. он, безусловно, смог бы дать какую-нибудь весточку родным. Но никакой весточки не было – так что Николай Аракелович пропал без вести во время боевых действий в Крыму в период с февраля по май 1942 г., а не в феврале 1943 г.
Время “пропажи без вести” Николая Аракеловича Пашиняна имеет принципиальное значение. Допустим, что весной 1942 г. Николай Аракелович не погиб, а попал в немецкий плен. Сделаем после этого второе допущение – что попав в плен, он согласился пойти на службу нацистам и вступил в “Армянский легион”. Даже в этом случае Николай Аракелович не мог оказаться на службе в 814-м армянском пехотном батальоне. Дело в том, что этот батальон формировался летом 1943 г.; если мы допустим, что весной 1942 г. Николай Аракелович согласился служить немцам, то тогда его бы должны были направить служить либо в формировавшиеся летом 1942 г. 808-й и 809-й армянские батальоны, либо в формировавшиеся в сентябре 1942 г. I (198) и II (9) армянские батальоны.
Выводы
В 1954 г. рядовой 814-го армянского пехотного батальона Пашинян был однозначно идентифицирован властями как проживавший в селе Енакован Иджеванского района Николай Вартанович Пашинян, пропавший без вести в феврале 1943 г. Его однофамилец и односельчанин, Николай Аракелович Пашинян, пропал без вести гораздо раньше, в начале 1942 г. и потому никак не мог оказаться на службе в сформированном летом 1943 г. 814-м батальоне.
Таким образом, дед премьер-министра Армении, Николай Аракелович Пашинян, не сотрудничал с нацистами. Он погиб в начале 1942 г., сражаясь с нацистами в Крыму.