Есть очень популярная книга по сценаристике. Она называется «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства». Ее автор – Блейк Снайдер.
Блейк Снайдер - сценарист, продюсер, заработавший миллионы долларов в Голливуде.
Как это часто бывает в таких случаях, заработал он свои деньги не на сценариях к фильмам, а на книгах о том, как писать сценарии к фильмам. Потому что в его официальной фильмографии значится всего два кинопродукта – «Стой, а то мама будет стрелять!» и фильм с английским названием «Blank Check», то есть «Незаполненный чек», и я так и не поняла, что это за фильм. Буду рада, если поделитесь своими предположениями в комментариях. Весь материал про Снайдера я утащила из англоязычной Википедии.
Ну что мы все вокруг да около, в самом деле.
Время спасать котиков!
О ПЛОХИХ ФИЛЬМАХ, ПРАВИЛАХ И СПАСЕНИИ КОТИКОВ!
Блейк Снайдер пишет, что на создание книги его сподвигло большое количество плохих голливудских фильмов. Это вы еще плохие российские фильмы не видели, мистер Снайдер!
Многие в Голливуде игнорируют все принципы работы, полагая, что наличие большой студии и неограниченные финансовые возможности освобождают их от необходимости следовать правилам. И, откровенно говоря, меня это бесит!
И меня опять захотелось запустить Блейка Снайдера в Россию и рассказать ему о нашем Фонде кино, который спонсирует…но, кажется, я увлеклась. Наша песня совсем не об этом.
А при чем тут кот? Спасение кота — прием, который описывает автор. Если вы хотите вызвать симпатию к своему герою у зрителя, тому стоит совершить какой-нибудь вызывающий одобрение и уважение поступок, например снять котенка с дерева.
КАК АУТИСТ ЧЕЛОВЕКА СПАС
Есть такой американский сериал, называется «Хороший доктор». Это сериал о молодом враче-хирурге, который страдает синдромом Саванта, то есть одной из форм расстройств аутического спектра. Ему очень сложно контактировать с людьми.
И вот в начале сериала наш герой, фигурально выражаясь, спасает котика.
Ну очень фигурально.
На самом деле он спасает человека. Дело происходит в аэропорту, и там на мужчину падает тяжеленный рекламный щит. Наш герой, как мы помним, совершенно не умеет контактировать с людьми. Но, несмотря на это, он спасает человека.
Для чего в сериал введены эти сцены? А все очень просто – чтобы мы сразу, без лишней раскачки, почувствовали эмпатию к персонажу.
ЧЕРНОБЫЛЬ, ЛЕГАСОВ. НЕ СМЕЙ УМИРАТЬ, ПОКА НЕ ПОКОРМИЛ КОТА!
Сериал «Чернобыль» - это, пожалуй, самый забавный пример. Здесь теорема о спасении котика применена практически дословно.
Вспомним первую сцену.
Валерий Легасов собирается покончить с собой. Он уже и веревку натянул, и табуретку приготовил.
Но перед этим…помните, что он делал?
А я напомню.
Перед тем, как свести счеты с жизнью, сериальный Валерий Легасов…кормит котика.
Сценаристы "Чернобыля" явно читали Блейка Снайдера!
LOST, ИЛИ "ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ" - ЧАРЛИ, КОТОРЫЙ ВСЕХ СПАС!
Один из самых трогательных и трагичных моментов сериала – сцена, где бывший рок-музыкант Чарли спасает всех, жертвуя собой. Не знаю, как вы, но лично я ревела над этой сценой в три ручья! Тем более, что на протяжении всего сериала Чарли Пэйс был весьма неоднозначным персонажем из-за своего прошлого. Да и некоторые поступки в настоящем могли вызывать недоумение. Но героический поступок все исправил.
ТАК ВОТ!
Любое искусство в первую очередь обращается к нашим эмоциям. Мы плачем, когда наши любимые герои попадают в драматическую ситуацию, и смеемся, когда те же герои попадают в ситуацию комическую. Мы переживаем за них, как будто наши знакомые. Немудрено, что сценаристы используют какие-то свои "фишки", чтобы максимально нас увлечь. На то они и сценаристы!