Он воевал без рук. Невероятная история дважды Героя СССР Василия Петрова
В преддверии 9 Мая Царьград продолжает рассказывать невероятные истории судеб людей, помогающие глубже понять, какой ценой досталась нашей стране долгожданная Победа. Сегодня речь пойдёт об уникальном и героическом человеке, дважды Герое Советского Союза – Василии Петрове. Он стал единственным офицером в мире, воевавшим без рук. Этот человек проявил невероятное мужество и любовь к Родине, своим примером вдохновил многих на борьбу с фашизмом.
Главное - не сдаваться!
В первые дни войны наступление немцев было столь стремительным, что многие из военнослужащих альтернативы плену не видели, - вспоминал Василий Степанович Петров. - От безысходности, в минуты отчаяния они, ничуть не стесняясь, говорили: "Товарищ лейтенант, сопротивление немцам бесполезно. У нас один выход - плен".
В жизни Василия Петрова был много моментов, когда проще было сдаться и не идти наперекор череде трагических обстоятельств. К трудностям он привык с самого детства. Он родился в 1922 году в Запорожской области. В три года остался без матери. Отца, служившего в Гражданскую войну на стороне белых, арестовали по доносу красноармейца, которого он когда-то спас. Такое было время. Сестёр Василия забрали на воспитание родственники, а он вместе с братом стал скитаться, пока однажды его, обессиленного, не нашли на берегу моря рыбаки и не сдали в детский дом. Брата спасти не удалось: он так и остался лежать на берегу моря, присыпанный песком... В новых условиях Василию не понравилось, и он сбежал в родное село к мачехе. Позже, в 1934 году, досрочно освободили его отца. В 1939 году он окончил Нововасильевскую среднюю школу и поступил в Сумское артиллерийское училище, из которого вышел в звании лейтенанта в середине июня 1941 года.
С первых дней войны Василий проявил невероятное мужество. Будучи заместителем командира 3-й батареи 152-мм гаубиц-пушек 92-го отдельного артиллерийского дивизиона, он смело отбивал атаки немцев. Принимал участие в боях возле Владимира-Волынского, Ковеля, Луцка, Малины и Чернобыля. Успешно смог вырваться из окружения под Киевом. Позже был переведён в истребительный противотанковый артиллерийский полк. Он безжалостно громил фашистов, уничтожал немецкую технику, брал гитлеровцев в плен. В конце сентября 1943 года, замещая выбывшего из строя командира полка, Петров за одну ночь быстро и умело форсировал Днепр, переправив через реку технику, личный состав и боеприпасы.
Живого отправили в морг...
Роковым днём для него стало 1 октября 43-го. Отбивая танковые атаки немцев на Букринском плацдарме, Василий остался в строю вместе с ещё одним бойцом. Все остальные были убиты или тяжело ранены. Капитан Петров сражался до тех пор, пока сам не получил осколочные ранения обеих рук. Его доставили в медсанбат. Но тот был переполнен, и Василия как безнадёжного оперировать не стали. Позже решили, что Василий умер и отправили в морг, который был расположен в одном из сараев. Вот как об этом страшном эпизоде своей жизни вспоминал сам Василий Петров:
Когда командиру бригады доложили, что Петров отправлен в морг, полковник Купин приказал капитану Запольскому и майору интендантской службы Галушко немедленно отбыть в Ковалин, найти моё тело и доставить его в село Старое для похорон. На поиски ушли почти сутки, но приказ командира они так и не выполнили. Возвратившись на плацдарм, Галушко с Запольским доложили комбригу, что капитан Петров... уже похоронен. Но Купин отказывался верить в это. Он приказал офицерам вернуться в Ковалин и возобновить поиски моего тела.
Почти бездыханного капитана Петрова всё же удалось отыскать среди горы трупов. Однополчане заставили хирурга провести срочную операцию и потребовали сделать всё, чтобы спасти Василию жизнь. Врач предупредил, что шансов у раненого почти нет. Однако операция прошла успешно и спустя несколько недель его доставили на самолёте У-2 в Московский институт ортопедии и протезирования. Но руки спасти не удалось. Их пришлось ампутировать. Как потом вспоминал сам Василий Петров, первые полтора месяца, проведённые в госпитале, он испытывал нестерпимую боль во всем теле. Кричал до тех пор, пока силы не покидали его. Чтобы заглушить душевные страдания, он много курил, иногда до ста папирос в день.
Не обрадовала 22-летнего капитана даже новость о присвоении ему звания Героя Советского Союза и ордена Ленина за форсирование Днепра. Петров находился в глубочайшей депрессии и был уверен, что жизнь потеряла всякий смысл. Он постоянно задавался вопросом, почему судьба к нему так жестока. Он вновь и вновь, до мельчайших подробностей, прокручивал в памяти тот день, когда произошла трагедия.
Конечно, - размышлял я, - можно было спрятаться, отсидеться. Но что подумали бы обо мне те, кто всегда видел во мне отважного воина, кто писал мне в госпиталь ободряющие письма? Да, я потерял руки. Но ведь главное - способность управлять боем и чувство собственного достоинства - я сохранил. Наверное, тогда я впервые осознал, что с мыслью о самоубийстве распрощался навсегда...
(Из воспоминаний Василия Степановича Петрова)
Жизнь продолжается и война тоже
Найдя в себе силы жить без рук дальше, Василий решил во что бы то ни стало вернуться на фронт. Его хотели оставить в тылу, предлагали должность второго секретаря одного из райкомов в Москве, но он не соглашался. О прошении безрукого капитана Петрова доложили Сталину. И по личному решению Верховного главнокомандующего весной 1944 года бравого бойца вернули на передовую. В родном полку своего командира встретили торжественно и тепло, как самого дорогого человека.
В 1945 году уже майор Петров в боях у реки Одер, находясь под шквальным огнем, настолько умело руководил действиями полка, что немцы даже не смогли подобраться к переправам. Тогда его полк уничтожил девять вражеских танков и около 180 немецких солдат и офицеров.
О храбрости Василия Петрова в армии слагали легенды. Он стал образцом мужества и несгибаемой воли. Он постоянно нарушал планы гитлеровцев, оттесняя их шаг за шагом с некогда захваченных территорий. Не дал он немцам и перерезать шоссе на Дрезден. В том бою он вновь был тяжело ранен, уже в обе ноги. Указом президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года гвардии майор Петров Василий Степанович за исключительные мужество и героизм, проявленные в боях, был удостоен второго звания Героя Советского Союза. После завершения Великой Отечественной войны в порядке исключения, отмечая высокие заслуги храброго офицера, Сталин подписал приказ о зачислении гвардии подполковника Василия Петрова в ряды Вооруженных Сил СССР пожизненно. Он стал кандидатом военных наук и ни разу за свою жизнь он не пожалел, что в опасные для Родины годы самоотверженно встал на её защиту. Он прожил до 80 лет и ушёл 15 апреля 2003 года. Дважды Героя Советского Союза Василия Петрова похоронили на Байковом кладбище Киева. Деньги на памятник отважному воину собрали сыновья.