Найти тему

То, что происходит сейчас, о тревоге и неопределенности, о кризисе и возможности,о человечности…

Находясь на изоляции, не надо думать, что это привычная ситуация, нет, это стресс, психотравма. И, как любое кризисное событие, человек переживает по стадиям, последовательно от одной фазы к другой.

Почему психотравма? Потому что - это происходит впервые, неизвестно сколько это продлится, и возникает состояние неопределенности. Есть в этом и положительные моменты: это кризис - а , значит возможность, через которую реализуется такая потребность как РАЗВИТИЕ. Там, где нет тревоги - там нет развития. А мы, люди, так уже сложилось, пытаемся избегать чувства тревоги и состояния неопределенности, а зря... . Ведь именно они «двигают» наше развитие. Происходит стогнация. А в природе все просто: возникает новая ситуация и в ней три пути следования. Разберем их.

Первый путь: растет тревога и неопределенность, человеку требуется измениться (потребность развития). Если он меняется, то он приспосабливается к новым условиям среды. Человек, и в том числе его психика, становится более развитым и приспособленным. Тогда тревога и неопределенность снижаются. И так живем до следующей «острой» ситуации. Так реализуется наша потребность в развитии, только не нужно путать: развитие, как потребность, не означает получение множества образований и знание языков –это уже про другое.

Второй путь: если человек категорически не принимает новые условия, то организм погибает. К этому относятся суицид и парасуицид.

Третий путь: это самый распространенный. Когда человек начинает бороться с ситуацией, с тревогой, с неопределенностью. Какими же способами? Их много... Это и психологические защиты (рационализация, интелектуализация, вытеснение, отрицание, смещение, замещение, проекция и многие другие), это копинг-стратегии, всевозможные «отвлечения». Это невротические реакции , в том числе панические атаки, синдром раздраженного кишечника и т. д. И, конечно же, психосоматика. Есть еще поведенческие реакции.

Тревогу часто люди подавляют с помощью фармакологических препаратов. А нужно, наоборот, радоваться этой тревоге, что я ее чувствую, осознаю и переживаю, а значит есть возможность двигаться дальше. Тревога – как вектор, куда мне идти по жизни. Там, где нет тревоги, там стогнация. Если нет тревоги или человек говорит, что ее не чувствует - это плохо, это опасно.

Но, тревога тревоге - рознь. Тревога может быть: ситуационной, а может быть постоянной. Ситуационная разрешается по мере завершения какой-либо ситуации, например, тревожно перед экзаменом, сдал его и тревога тоже ушла. А постоянная тревога означает, что ситуация в которой находится человек «подвешена», а значит она его беспокоит, причем постоянно, каждодневно и не решается. И тогда человек вынужден находится всегда в напряжении. И это, конечно, раздолье для психосоматических проявлений сначала, а с возрастом возникновений хронических заболеваний. Таким образом симптом (неважно он - невротический, соматический, поведенческий) встраивается в жизнь человека, в способ его бытия, в систему отношении в семье и приобретает смысл и продолжает существовать до момента, пока человек сам не захочет от него отказаться. Еще это называют словом выгода. Возвращаясь к трем дорожкам – в природе, организм более жизнеспособный, если он способен к изменениям (как вирус гриппа, гепатита С и др. - это, например, поразмышлять можно и над текущей ситуацией).