Найти тему
Cinemacountry

Израильская драма "Фокстрот": от судьбы не уйдёшь

Кундера говорит, что поскольку человеческая жизнь — субстанция, не имеющая по природе своей притязаний на повтор, то сам человек как очаг этого духовно-биологического процесса лишён возможности судить о правильности или ложности спонтанных своих деяний, из которых в сущности жизнь и состоит: каждый раз в нашем распоряжении лишь одна попытка сделать выбор, и ни одного шанса на повтор прецедента. Все-таки жизнь — не лабораторный эксперимент.

Кадр из фильма "Фокстрот"
Кадр из фильма "Фокстрот"

По идее, размышляя этими категориями, человек рано или поздно обязан подобраться к самопрощению, но вот последний рывок он делает или не делает, опираясь на философию уже свою.

У порога женщина без чувств. На пороге два человека со скорбными лицами в военной форме: они принесли семье Фельдман траурную весть — их Йонатан, любимый сын, старший брат, совсем ещё мальчишка погиб, исполняя служебный долг. В одно мгновение мир Михаэля и Дафны рухнул. Пока супруга спит беспокойным сном под действием транквилизаторов, Михаэль начинает подготовку к похоронам, борясь с приступами ярости и чувством собственной вины.

Тем временем средь болотистой пустыни, поднимая шлагбаум верблюдам, отдают долг родине 4 молодых солдата, одного из них зовут Йонатан Фельдман...

Кадр из фильма "Фокстрот"
Кадр из фильма "Фокстрот"

Самуэль Маоз — израильский режиссёр и приверженец философии «никогда не поздно»: свой первый фильм Маоз снял в 47 лет — то была автобиографическая военная драма, принёсшая Израилю первый в истории приз Венецианского фестиваля. Злые языки называли победу «выстраданной», мол, уже пора было отметить израильский кинематограф, а Маоз просто попал под раздачу: сюжет шаблонный, методы вторичные. Однако сила «Ливана» далеко не в сюжете, а в мощнейшем всплеске эмоций: фильм — сгусток энергии, глубокая рефлексия человека «из темы». И все стали ждать второй фильм.

Кадр из фильма "Фокстрот"
Кадр из фильма "Фокстрот"

Однако Самуэль не торопился. Прошло долгих 8 лет, прежде, чем он вынес на зрительский суд свой новый фильм — и вновь был отмечен в Венеции. Доказал.

«Фокстрот» хоть и строится на локальной израильской проблематике, все-таки является высказыванием более широким и отсылает зрителя к вопросам вечным, риторическим: что есть судьба? волен ли человек менять ход событий? Повествование разделено на 3 части: в первой и последней мы видим горюющих по погибшему сыну родителей, во второй — самого сына, утомленного скукой бытия. Первый акт полон трагизма, второй — иронии, третий — некий компромисс этих сущностей, этакое подтверждение жизни, которая, подобно реке, всегда находит лазейку, чтобы продолжить своё течение или меняет русло.

Кадр из фильма "Фокстрот"
Кадр из фильма "Фокстрот"

Стиль композиции, возведен на технике фокстрота. В фильме «фокстрот» — позывной КПП, главный музыкальный мотив, эпизодические танцы и ритм повествования: два шага вперёд, два влево, два вправо и два назад — ты там же, откуда начинал. Главное — не останавливайся, повтори. 

«Но не становится ли событие тем значительнее и исключительнее, чем большее число случайностей приводит к нему?».

                          тоже Кундера

Спасибо за внимание!

Если вам понравилась статья, то ставьте лайк и подписывайтесь.

Еще больше о кино — Cinemacountry и Instagram!