Найти тему
Сам себе юрист.

Оказанная услуга ничего не стоит. Или почему нельзя работать бесплатно. Размышления.

В силу специфики своей работы мне часто приходится встречаться с разного рода людьми. Как правило, люди приходят за помощью, просят помощи, ну, или, делают вид, что им нужна помощь, потому как на самом деле они совершенно не хотят, чтобы им помогали (да, и такое тоже бывает).

Вот люди из последней категории (те, что как бы обращаются за помощью, но для решения своего вопроса абсолютно делать сами ничего не хотят, потому как они и сами все лучше знают) мне встречаются, пожалуй, чаще всего. И это не удивительно - ведь в последние два месяца я большую часть времени провожу на так называемых "бесплатных юридических сайтах".

И знаете, что я заметила? На "бесплатных" сайтах "обитают", в основном, две категории людей, которые живут по принципу: "И сам не ам, и другому не дам"))) :

1 Категория - это те, для кого "халява - образ жизни, образ мышления". Они привыкли к тому, что все должно быть бесплатно (и откуда такая привычка?) - медицина, образование, юридические услуги - абсолютно все должно быть бесплатно). Они повсюду, они выискивают тех, кто готов решать чужие проблемы даром, то есть впустую тратить свое время, силы. Эта категория людей искренне считает, что "поболтать по телефону" пару часов, а лучше встретиться лично со специалистом и те же пару часов "обмусоливать" свой несомненно жизненно Важный вопрос, разрешение которого требуется - это бесплатный "продукт" и никак иначе. И такой "продукт" просто обязан быть качественным! Ну, разве не глупость?

2 Категория - это любители "бесплатно поработать". К ним относятся молодые, неопытные специалисты (которые не ценят свой труд) или "всезнающие диванные эксперты" (которым, по сути без разницы, кого и чему учить, что советовать - лишь бы был диалог))).

Вот эти две категории, когда встречаются, "находят друг друга" - все отлично. Они пообщаются, "помусолят больную тему" и с чувством выполненного долга, довольные собой, разойдутся. Первый так и не получит нужной помощи и правильных ответов на свои вопросы (но разве он за этим приходил?), а второй с гордостью, что "помог", не отвечая за результат такой "помощи", будет искать другой объект для общения).

В чем же опасность бесплатной работы? Почему не стоит тратить время на безвозмездную помощь? Давайте порассуждаем вместе.

1. Если Вы специалист и работаете бесплатно (не важно в какой сфере), Вы для рынка определенного вида услуг делаете самое худшее, что только можно придумать. Ваши коллеги вас ненавидят, ведь выполняя работу бесплатно вы дискредитируете всех специалистов в вашей сфере деятельности это даже не демпинг - это хуже!). Более того, Вы засоряете просторы интернета шлаком, создавая некачественный "продукт", тем самым вводя в заблуждение потенциальных клиентов.

2. Та информация, те знания, тот опыт, что были получены бесплатно, совершенно не ценятся. Такова наша психология. Если Вы автор канала на Дзен и ведете блог о чем - то интересном, важном, несущим в себе ценность (история, программирование, физика и т.п.), то Вы уже на себе успели это проверить. Зато, чем большую цену человеку придется заплатить за что бы то ни было, тем выше будет цениться полученный "продукт".

3.Даже "молчаливое" обещание бесплатной помощи - это всегда минус во взаимоотношениях. Почему? Потому, что, если человек просит Вас сделать что - то бесплатно, он не будет настаивать на каких-либо сроках выполнения такой работы. Скорее, просьба будет звучать так: «Сделай, когда будет время». Если Вы вовремя не сказали нет, значит, Вы обещали сделать. Но ведь кроме этой задачи есть и другие, которые приносят выгоду - ведь Вам надо на что - то жить. Та работа, что делается за деньги, всегда будет в приоритете, в то время как «благотворительный заказ» будет "тянуть за душу" до тех пор, пока не будет - таки сделан, либо Вы, наконец - то, набравшись смелости,откажетесь от его выполнения. Выполнить обещание = потратить время, которое можно обменять на выгоду. Не выполнить обещание = минус в отношениях, обиды, упреки (на Вас же рассчитывали).

4. Хочешь испортить отношения с человеком, сделай для него что-то бесплатно. Даже если Вы не берете денег за свою работу, ожидать от Вас человек будет результата не меньше, если б Вы взялись помочь возмездно. При этом, Вы рискуете попасть на вечно недовольного клиента) - такова защитная реакция заказчика - он будет недоволен постоянно, "на всякий случай", только из-за того, чтобы Вы, не дай Бог, не попросили оплаты или об оказании встречной услуги. Даже, если Вы все сделаете хорошо, заказчик все равно будет недоволен, если сделаете работу плохо или не выполните ее вовсе (что вероятно), недовольство заказчика будет обоснованно - подтвержденным.

5. Бесплатно не бывает качественно. Качество требует стимула. Вознаграждение - это стимул. Качество требует времени. А разве Вы хотите тратить много своего личного времени на то, что не будет оплачено? Результат работы без стимула при пересечении «бесплатно»/ «быстро» = отрицательный результат либо вовсе отсутствие нужного результата).

6. Человек развивает свои навыки, растет в профессиональном плане, получает бесценный опыт только тогда, когда берется за что-то новое, интересное, за то, чего он делать не умеет, с чем никогда не сталкивался, когда берется за сложную и большую работу. Услуга, за которую Вам не заплатят, как правило, примитивна, не отнимает слишком много времени. Берясь за такую работу, Вы не ставите для себя высоких требований и по качеству, а потому, Вы ничему новому не учитесь, не развиваетесь.

Иногда мы беремся за работу, полагая, что мы ее делаем как бы "в кредит", то есть работаем бесплатно, полагая, что потом нас за нее, как минимум, отблагодарят. Хотя бы чисто символической оплатой. Знаете ли... Не отблагодарят). Если сразу не оплатили, то и потом не отблагодарят). Проходили, знаем)

Оказанная услуга ничего не стоит.

Живите в мире, не работайте бесплатно).

С уважением к Вам, Т.С.