До ЕГЭ остается совсем немного времени, но ко мне до сих пор обращаются ребята с вопросами о том, что можно и что нельзя писать в сочинении.
И в их работах я встречаю ошибки, которые уже пора бы не допускать.
В этой статье постараюсь ответить на вопросы, связанные с проблемой предложенного для анализа текста.
Выражаться буду очень аккуратно, так как моя предыдущая статья на ту же тему была почему-то забанена за спам.
Вопрос-ответ:
1. Каким синонимом можно заменить в сочинении слово проблема, чтобы не повторяться?
- Иногда вместо проблемы можно написать «вопрос», так как перед нами сложный вопрос, над которым мы размышляем.
*Ни в коем случае не употребляйте в этом смысле слово «тема». Сразу бан) Шутка. А если серьёзно, то тема и проблема – разные вещи. Мы же не хотим подменить понятия?
2. Почему проблему нельзя затрагивать?
- Затронуть – это «слегка коснуться, задеть», а мы должны работать с проблемой плотно. Значит, годятся синонимы «ставить», «поднимать», «предлагать поразмышлять», «порассуждать», «рассмотреть».
*Помните, что размышлять можно (о чём? и над чем?), а рассуждать только (о чём?). Если напишете «рассуждать над проблемой», допустите грамматическую ошибку.
Здесь можно использовать много синонимов, но уясните, что «затрагивать» - это табу.
3. Где можно узнать о том, что такое проблема и как ее ставить?
- Я рекомендую использовать для подготовки «Методические рекомендации для предметных комиссий» на сайте ФИПИ.
4. Проблема и проблематика одно и то же?
- Нет, проблематика – это несколько проблем, а мы должны поставить только одну.
5. Можно ли проблему раскрывать?
– Да, теперь можно. Хотя мы всегда говорили о том, что раскрывают тему, сейчас во всех рекомендациях вы увидите, что и «проблему раскрывают». Я не в восторге. Но можно - так можно.
6. Обязательно ли писать об актуальности проблемы?
- Нет, не обязательно. Но если есть желание, то можно сказать пару слов об актуальности. При условии, что вы правильно понимаете, что такое актуальность и данная проблема на самом деле актуальна.
*Актуальность - важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность.
Вот такая небольшая шпаргалочка получилась)
А теперь вопрос на засыпку. Перед вами фрагменты трёх сочинений. Какие ошибки, связанные с формулировкой проблемы, допущены в них?
Ответы пишите в комментариях)