Для той части читателей канала, кто посвящен в такое занимательно хобби, как железнодорожный моделизм - указанная статья открытием не будет. Но один из комментариев к одной из статей подвел меня к мысли, что материалы о моделях читают и непосвященные читатели, и для них аббревиатуры ТТ, НО, N и т.п. ничего не значат. Поэтому небольшое пояснение.
Не вдаваясь в подробности отмечу, что все железнодорожные модели выпускают лишь в определенных масштабах. Т.е. существует определенная исторически сложившаяся стандартизация, которой придерживаются как именитые фирмы, так и отдельные любители. Появление каждого масштаба имеет свою историю и само по себе интересно и это в будущем может стать темами отдельных публикаций.
Так все модели делятся по типоразмеру, каждому из которых соответствует определенный масштаб. Поэтому когда речь идет о моделях, например в типоразмере ТТ, это означает, что модели этого типоразмера имеют определенный масштаб, а именно являются уменьшенными в 120 раз копиями настоящих поездов.
Вот наиболее распространенные типоразмеры. НО – масштаб 1:87, ТТ – масштаб 1-120, N – масштаб 1:160. На самом деле типоразмеров намного больше, от еще более миниатюрных дорог до так называемых «садовых» дорог, т.е. тех, которые прокладываются уже на дачных участках, парках и т.п. больших территориях. Но они, как говорится, на большого любителя.
Вообще железнодорожное хобби весьма стандартизировано. Как вы понимаете, железнодорожные модели одного масштаба выпускает множество фирм, мастеров-одиночек, творческих групп и т.п. А значит, необходимы стандарты, чтобы модели подвижного состава разных производителей стыковались друг с другом, также чтобы вагон одной фирмы мог встать и поехать по рельсам, изготовленным другой фирмой. В общем, при проектировании и производстве моделей и аксессуаров к ним необходимо учитывать общепринятые нормы и иные факторы.
К железной дороге выпускается немало дополнений – зданий, автомобилей, фигурок, деревьев и т.п. Они тоже изготавливаются в определенных масштабах, и каждый соответствует своему типоразмеру. Действительно человечек, выпущенный в масштабе 1:87 будет просто великаном для железной дороги масштаба 1:220 (типоразмер Z). Бывает также, что здания выпускаются в промежуточном масштабе, например 1:100, чтобы их можно было применять сразу для типоразмеров ТТ и НО. Но модели техники должны строго соответствовать своему типоразмеру.
Но а если кто-то захочет присоединиться к данному хобби наилучшем решением будет собирать модели, заниматься моделированием и строительством диорам в масштабах 1:87 (НО) и 1:120 (ТТ). Типоразмер ТТ удобен для малогабаритных квартир, но его минус – меньшая номенклатура моделей, особенно отечественных прототипов, типоразмер НО выигрывает в номенклатуре моделей, аксессуаров, в том числе на отечественную тему, но макеты и диорамы требуют большего места.
Спасибо за внимание.
ДДН. Фото автора и из свободного доступа сети «Интернет».
Другие материалы канала по теме железнодорожного моделизма:
Первые отечественные ж/д. модели промышленного производства
Троллейбус на ладони. Модели троллейбусов в ТТ