Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Почему они староверы и откуда взялись их следы в Коми

Территория Национального парка Коми «Югыд Ва» – в переводе это Светлая вода – не только сохраняемые уникальные таёжные просторы, кристально чистые реки, богатый животный и растительный мир. Это ещё и удивительная история мест, где жили и коми, и вогулы, и манси и куда, начиная с ХVІІ века, приходят русские, названные староверами. Следы их непростой жизни порой ещё встречают геологи и охотники в глухой коми тайге.

Пейзаж  Национального парка в Коми. На заднем плане гора Нарадна (1895 м)
Пейзаж Национального парка в Коми. На заднем плане гора Нарадна (1895 м)

Попробуем разобраться, кто такие староверы и почему они всё дальше уходили от общества.

После захвата Константинополя в 1453 г. турками Москва воспринималась русскими книгочеями, монахами и мирянами, как единственная наследница древнего благочестия. Тем более что накануне нашествия Константинопольский патриарх по сути подчинился Римскому папе – да, надеясь на помощь западных рыцарей, да, в отчаянии ожидая защиты, но для русских это было духовное поражение, предательство веры, поэтому Русское государство приняло победу турок как наказание, отсюда знаменитая фраза: «Два Рима пали, Москва – третий Рим – стоит, четвёртому не быть!»

В течение следующей сотни лет и государство, и церковь осознали себя как единственные носители истинного православия. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон задумали чисто бюрократический шаг – требуется государственное единообразие, приведение в порядок церковных книг, которые по-прежнему переписывались в монастырях от руки и лишь немногие печатались, поэтому накопились ошибки, разночтения слов. За 6,5 веков возникло немало ошибок в текстах и различий обрядового характера. Нужно было сверить книги – да, это было бюрократическое решение, но в духовной сфере и в России! Не трожь нашу веру! Так возник Раскол - явление, действительно расколовшее русское общество.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон
Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

Второй ошибкой царя и патриарха было приглашение из бывшего Константинополя учёных монахов для проверки книг по греческим образцам – это было воспринято как подрыв основ: сами греки продали веру «папежникам», куплены турками, а теперь и нас хотят погубить! Пошел слух, будто Никон рубит иконы «старого письма», отказывается от древних, намоленных книг и икон. (Как это похоже на современные истерические вопли о том, что под видом вакцины от вируса всем введут чипы, а вышки 5G способствуют заражению коронавирусом и разжижают мозги! Самое забавное – в России нет НИ ОДНОЙ такой вышки, а борьба идёт! А ведь при введении ИНН самые прозорливые тоже кричали, что государство всех пересчитает, на всех теперь наложено число Антихриста!)

Если перечислить все исправления, сделанные в церковных текстах, то нам никогда не понять, во имя чего люди боролись, шли на смерть и убивали других. Например:

Появился специальный указ, который предписывал исключительно троеперстное знамение, то есть православные крестятся только тремя пальцами, сложенными вместе. Многие категорически отказались подчиняться, сравнивая троеперстное знамение с кукишем.

Крест древний имеет 8 концов. Принципиальное отличие от православных обычаев заключается в том, что на нем категорически не наносится изображение распятого Иисуса Христа.

Отредактирован «Символ веры», причём изменения касались только отдельных слов, например: убрали союз перед НЕ, и стало: «Рожденна, не сотворена».

Вместо "Исус" стали писать "Иисус", хождение в храме совершать навстречу солнцу, а не «посолонь», «аллилуйя» начали провозглашать трижды, а не дважды! Пустяк? Но люди твёрдо знали, что в делах веры каждая буква важна, значима, ошибка может погубить душу!

Всех, кто сопротивлялся новшествам, назвали старообрядцами, а сами они торжественно возгласили, что «за единый аз готовы пойти на муки и смерть!» За тот самый союз «а» во фразе: «Рожденна, не сотворена»!

Да, есть иные различия, бытовые: старообрядцы проклинают курение табака, практически не употребляют алкоголь (только в редкие Великие праздники), отвергают яркие одежды, женщины всегда в платках, мужчины не бреют бороду и усы, носят рубахи с поясом (как символ деления человека на чистый верх и грешный низ), не одобряют пустых развлечений (танцев, спектаклей). Не признавали печатных книг и бережно переписывали свои, древние.

Бережно хранились священные книги
Бережно хранились священные книги

Но всё это вызвало гнев и церкви, и государства (патриарха и царя), наверно, это можно объяснить: страна становилась единым целым, любое сопротивление державной воле должно наказываться беспощадно, и эту мысль подтвердили греческие патриархи: Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский – назвавшие старообрядцев еретиками. Состоялся поместный собор Русской церкви, он настойчиво просил царя о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми. И начались расправы. все, продолжавшие креститься двумя перстами, преданы были анафеме!

И побежали старообрядцы на север и восток, в леса, подальше от начальства. И несли они иконы, книги, и открывались в тайге скиты, где учили детей по истинно святым книгам. В тайге были спрятаны деревни и молельные дома. Например, один из таких молельных домов располагался в верховьях речки Тименки, сюда староверы отправляли своих "отроков и недорослей" учиться «святой грамоте» – молитвам, псалмам и службам по книгам на древнерусском языке.

Мне рассказывали мои ученики, что в селе Усть-Илыч уже в наши дни промысловик Василий Кузнецов был известен тем, что зимой ходил за Урал за соболем. Дорога обратно была долгой. Однажды охотник вернулся домой совершенно ошарашенный. Потом объяснил друзьям:

– В лесу увидел дерево с большим дуплом. Залез туда, а там книги старые.

До сих пор в самых глухих уголках Северного и Приполярного Урала в дуплах старых деревьев, в пещерах можно найти «клады» староверов. Как правило, это книги, т.к. они считались священными. Их прятали в кедровых колодах, заливая пчелиным воском.

Традиционно выделяют 4 района проживания коми старообрядцев: удорский (низовья Вашки), верхневычегодский, верхнепечорский (Скаляп), прилузский. По мнению исследователей, расцвет старообрядческого движения у коми ограничивается периодом с середины XIX до начала XX вв., в наши дни староверы слились с местным населением.