Фридрих Шиллер – немецкий поэт, философ, профессор истории и военный врач. Классик немецкой поэзии, наравне с Иоганном Вольфгангом Гёте основоположник «веймарского классицизма», утверждавшего гуманистические идеалы красоты и гармонии.
Стихотворение 1795 г. «Раздел земли».
Зевс в щедрости своей раздает земные блага всем желающим, по способностям. Земледельцу достается золотая нива, охотнику – леса, аббату – вино, торговцу – товары, королю – торговые пути. В поздний час перед взором громовержца появляется задумчивый поэт, и обращается к нему с вопросом: неужто он – вернейший сын его, останется не с чем? Зевс строго спрашивает в ответ: где же ты был, когда происходил великий раздел, коль ты ушел в грезы, «то не тревожь меня своей мольбой». На что поэт отвечает:
Мой взор твоим пленился светлым ликом,
К твоим словам мой слух прикован был.
Прости ж того, кто в думах о великом
Юдоль земную позабыл!
Оценив искренний ответ поэта, Зевс говорит, что на земле больше ничего не осталось, чем он мог бы его одарить. Но зато ему, как самому верному сыну, будут открыты небеса, и он будет принят в них, когда бы он не пришел!
Стихотворение обладает житейской правдивостью. Как правило творческие люди в большинстве своем действительно плохо приспособлены к жизни, не умеют нажить капитала, или же скорее всего равнодушны к нему.
Они проходят мимо материальных благ, не замечая их яростно манящего блеска, они заворожены величием абстрактных идей, мечтой о более совершенной жизни. Чтобы заниматься поэзией нужно приложить к делу, как и в любой другой деятельности весь свой ум, все свои ресурсы без гарантии того, что затраты окупятся. Вперед к мечте, придумать новый мир, упорядочить окружающий хаос – вот чем движим настоящий художник.
Но стать поэтом, о котором заговорят все и будут помнит столетия спустя – удел избранных, великое достижение, доступное немногим. Тысячи их - безвестных тружеников, горящих белым пламенем мучеников, безымянными канут в Лету. В чем же смысл их самоотречения?
Вспоминается притча Николая Волкова, рассказанная Егором Летовом в интервью «Панки в своем кругу» о неких людях, попавших магическим образом в сундук. Нечистая сила закрыла его на замок и там не было ни свежего воздуха, ни света, от чего люди болели и чахли. Но дужка замка со временем заржавела и сломалась. Поток свежего воздуха и света зашел в сундук, и люди обалдели от невиданного прежде чуда, а самые любопытные полезли к крышке и стали выглядывать. Нечистая сила снова крышку закрывает, а люди кладут на край то локоть, то голову. Крышкой руки и головы то прищемит, а то и вовсе оторвет. Но за счет того, что кто-то голову постоянно кладет, крышка не закрывается, поэтому поток свежего воздуха хоть и слабый, но идет в сундук. Люди творческого склада и есть те люди, которые подставляют свои руки и головы, чтобы к нам всем шел воздух и свет.
Поэт – скорее воин, чем нувориш. Его победа – это победа над ничтожной суетностью и отупляющим однообразием будней, над стяжательством, житейскими дрязгами, толканием локтями, ударами в спину, сплетнями, пустопорожней болтовнёй и эффектными позами. Это победа над напыщенностью пустомель, над необоснованным высокомерием педантов, возомнивших себя эстетами, над лжецами, шарлатанами, клеветниками и насмешниками, опошляющими всё, что выделяется из их серой массы. Творчество подлинного художника – это триумф над инерцией жизни, низвержение старой лжи, разрушение костного застарелого мышления, создание новых или реанимация хорошо забытых старых, но вдохновляющих идей и смыслов.
Воздадим же хвалу неизвестным поэтам, безымянным героям, дающим всем нам немного свежего воздуха. Они так же достойны почестей, как и безымянные солдаты, погибшие при защите Родины. Это подвиг одного порядка – жертвовать собой за то, чтобы в этом мире продолжалась жизнь. Чтобы нас посещала радость вдохновения, а человеческие воображение и ум не зачахли бы в монотонной повседневности, чтобы сохранялся свет добра и любви в людских душах.