В медицине существует такое понятие как анозогнозия - это отрицание своей болезни. В наркологии это явление встречается часто и имеет очень интересное, так сказать, психологическое наполнение.
В общественном сознании укоренился следующий образ, который хорошо демонстрирует о чём речь: занятие группы анонимных алкоголиков, люди сидят в кружочке, кто-то встает и говорит: "Здравствуйте, я - алкоголик". Все собравшиеся одобрительно хлопают. Зачем они хлопают и чему эти люди рады? А рады они тому, что человек признал свою болезнь, сам, искренне, признался самому себе, что у него проблемы. К сожалению, в большинстве случаев бывает совсем не так.
Анозогнозия в наркологии понимается как отсутствие чувства болезни и отрицание собственной зависимости от алкоголя, наркотиков и т.п. На разных стадиях болезни анозогнозия базируется на различных механизмах. На ранних стадиях ее опознавание может отсутствовать в связи с неочевидным характером симптомов. Поскольку любая зависимость развивается постепенно и вначале всегда слабее и, соответственно, вред для здоровья, в начале пути, тоже неочевиден... И вот это своё относительное физическое и социальное благополучие больной и использует как аргумент, который, с его точки зрения, доказывает, что никаких проблем у него нет.
Позже, когда зависимость сформирована и очевидна для окружающих, больные склонны уходить от ее опознавания по психологическим причинам, в связи с возникновением психологических защит. Целью таких защит может быть, например, стремление пощадить собственное самолюбие, а также преодоление чувства вины перед близкими людьми.
На отдаленных стадиях болезни анозогнозия нередко объясняется формированием психоорганических расстройств и обусловленным ими снижением способности к критической оценке собственной личности. Зависимый человек постепенно разрушает свой мозг и искажает свою психику, что приводит к невозможности правильно оценивать реальность и себя в этой реальности, исчезает, то, что называется критическим мышлением и критическим отношением к себе.
Психологические механизмы у этого явления примерно следующие. Наркоману неприятно считать себя наркоманом. Поэтому он стремится доказать и объяснить, прежде всего самому себе, что никакой он не наркоман и никаких проблем у него нет. Делают это зависимые по разному. Например, уверяют себя в том, что то вещество, которое они употребляют, не является наркотиком: "Разве это наркотик? Это же обычное растение, просто у него свойства такие. А раз это не наркотик, то и я не наркоман". Или то, как они употребляют, с их точки зрения, их оправдывает: "Наркоманы это те, кто в вену колит, а я в вену не колю, себя контролирую". Казалось бы внутривенным героинщикам деваться в такой схеме некуда и они то уж точно должны признать, что у них проблемы и они зависимы. Более того, любой другой наркоман покажет на них пальцем и скажет, что вот это точно наркоман. Но нет, и героиновые наркоманы тоже играют в эти игры, уверяя себя в том, что они прекрасно себя контролируют. Человек разводит руками и говорит: "Послушайте, разве я наркоман, я ведь всего половину кубика в сутки колю". Вот он убедил себя, что половина кубика в сутки - это значит не быть наркоманом. А когда придет время повышать дозу, он также убедит себя, что это его решение и просто ему так больше нравится, а никакой зависимости, само собой, нет.
Подобным самообманом зависимые люди занимаются постоянно, до последнего убеждают себя, что всё у них в порядке. И потом искренне начинают в это верить. И в этот момент наркоман становится максимально опасным для окружающих. Представьте себе человека, который искренне считает, что вещество, которое он употребляет не наркотик, или способ употребления, или дозировка совершенно безопасны и не вызывают никакой зависимости. И ещё этот человек это вещество возводит в культ, относится к нему как к средству решения всех проблем. И вот он приходит в компанию друзей и начинает эту свою псевдофилософию пересказывать. И, как следствие, совершенно искренне и, по началу, может быть даже, бескорыстно предлагает попробовать и убедиться в этом. Эта искренность, с которой наркоман предлагает попробовать наркотик, может сбивать с толку. И поэтому так важно понимать, что любая зависимость порождает целый веер из череды самообманов. Всё что этим двигает - это нежелание наносить удар по своему самолюбию и нежелание прекращать употребление, менять свой образ жизни. И это говорит не сам человек, это говорит его болезнь (зависимость) и искаженная наркотиками психика. При чём, иногда наркоман, даже перед лицом смерти, не способен признаться самому себе, что его убили наркотики.
Стремление обманывать себя распространяется не только на сами наркотики, но и на отношения с окружающими. Одна из важнейших черт зависимой личности - это обидчивость. Вместо того, чтобы признаться самому себе, что, скажем, проблемы на работе возникают из-за алкоголя или наркотиков и связанного с ними образа жизни, человеку начинает казаться, что к нему почему-то все придираются. В своих проблемах он винит кого угодно, только не себя. Ему кажется, что кто-то в коллективе распространяет про него слухи, из-за этого к нему портится отношение коллег и начальства. И самое любопытное, что действительно, оно так и есть. Коллеги на работе перешептываются, обсуждая его состояние, жалуются руководству. Но только он не видит, что всё это следствие его собственного поведения. Он обижается на начальство, на свой рабочий коллектив, на членов своей семьи, на своих друзей. Ему кажется, что почему-то все к нему придираются, его сторонятся и он пытается искать этому объяснения, делая виноватыми окружающих, а не самого себя.
В своём стремлении к самообману, наркоманы часто прибегают и к квазиинтеллектуальным доказательствам. В интернете сегодня целое море плохоструктурированной информации, при помощи которой, вырывая данные из исторического контекста, можно оправдать любое явление, действие или мнение.
Приведем вот такой пример. Известно, что психоаналитик Зигмунд Фрейд, в конце 19 начале 20 века, употреблял кокаин сам, советовал его своим пациентам и знакомым. Он пропагандировал кокаин как лекарство от различных болезней, в том числе, неврозов, сифилиса (психических нарушения при сифилиса, вероятно) и алкоголизма. Человеку с хорошо развитым критическим мышлением не трудно увидеть, что Фрейд сам стал наркозависимым и случилось с ним ровно то, о чём мы писали выше, он принялся отрицать зависимость и возводить свой наркотик в культ. Ситуация осложнялась тем, что тогда ещё не до конца было понятно, что из себя кокаин представляет.
Только в 1912 году кокаин рассматривался в числе других наркотических веществ на Опиумной Конвенции. Выяснилось, что это смертельно опасное вещество: только в США к этому времени было зафиксировано 5 тысяч смертельных случаев, связанных с его употреблением. Он был официально объявлен наркотиком. Но только в 1922 году в тех же США поставлен вне закона.
Можно только представить, как вырастали доходы психотерапевтов, которые на своих сеансах раздавали пациентам наркотики, превращая, тем самым, свои кабинеты в подобие элитных наркопритонов. И что эти психотерапевты писали в своих статьях про кокаин, который приносил им такие хорошие доходы, тоже легко представить. А ведь некоторые их этих статей можно найти и сегодня, они в открытом доступе, и если их рассматривать вне исторического контекста...
Известный биограф Зигмунда Фрейда Эрнест Джонс утверждал следующее : «До того, как опасность наркотиков была определена, Фрейд уже представлял социальную угрозу, так как он толкал всех, кого знал, принимать кокаин».
К сожалению, в некотором смысле, Фрейд представляет угрозу до сих пор.
Подобная, зеркальная, история произошла и с ЛСД.
Такое же отрицание того, что это наркотик. Такое же появление адептов ЛСД, которые сами приобретали зависимость к этому препарату и пропагандировали его употребление, возводили ЛСД в культ. И то же использование этого наркотика некоторыми психотерапевтами-наркоманами в своей практике. Вся эта пропаганда велась до того, как стало понятно, что ЛСД является наркотиком, вызывает зависимость и представляет серьезную угрозу, как минимум, может спровоцировать сумасшествие.
Давайте попробуем посмотреть критически на то, что писали и говорили тогда потребители и пропагандисты этого наркотика. Надо понять самое главное: все эти радужные представления, как раз, и доказывают, что ЛСД вызывает зависимость. Зависимые совершенно серьезно считали, что ЛСД расширяет сознание, но не способны были объяснить, что это значит. Говорили, что их взгляд на жизнь поменялся, они стали понимать больше, при этом, не делились своими идеями либо говорили и писали банальности.
Для объяснения эффекта часто использовались мистические категории и полнейший субъективизм. Человек пробует вещество, знает, что это галлюциноген, который исказит восприятие и мышление. При этом, свое искаженное веществом понимание мира он возводит в культ, начинает думать, что он понял что-то важное. А почему он решил, что его опыт так важен? Предполагается, что «истина» просто сидит в голове и надо упороться, чтобы ее понять? Они сами на себе провели эксперимент, который показывает условность и неточность субъективного опыта, показывает, что мышление может быть непродуктивным и нелогичным, что мозг не до конца понимает разницу между внешним миром и внутренним, что можно заставить мозг воспринимать как истину любую чушь. Вместо осознания всего этого, они возводили в культ субъективный опыт, никто даже не предполагал, что ошибочным может быть именно «новое понимание мира». Это всё также прекрасно демонстрирует, насколько сильно снижаются возможности критического мышления наркоманов
ЛСД использовали в своей работе психотерапевты, но это никак не доказывает его пользу. Здесь та же схема, что и с кокаином, они сами употребляли это вещество и начинали его превозносить, поскольку формировалась зависимость и нарушалась критичность. Пытались использовать ЛСД в своих исследованиях для "понимания глубин психики". Никаких особенных открытий, само собой, в итоге, сделано не было.
Например, Т. Лири пытался использовать ЛСД для своих психотерапевтических исследований (его биография прекрасно демонстрирует зависимость от этого вещества). Можно с уверенностью сказать, что его исследования ни к чему не привели. Даже в историю он вошёл ни как психотерапевт и учёный, а как фанат ЛСД. Про него известно, что он пропагандировал этот наркотик, сидел в тюрьме, сдал кого-то ФБР- чтобы выйти, а про его научные выкладки, в общем, все забыли, никакого прорыва в психотерапии он не совершил. И никому из ученых ЛСД не помог лучше разобраться в человеческой психики. Всё это были наркозависимые, которые просто стремились как можно больше времени проводить со своим наркотиком и под его воздействием. Наркотик исказил их восприятие мира. Подобное же происходит и, например, при алкоголизме, когда алкоголик всю свою жизнь начинает видеть через призму спиртного: на вопрос как жизнь, отвечает, что водка подорожала и т.п.
В заключении хочется отметить, что психика наркоманов не имеет каких-то своих особенных, эксклюзивных механизмов. Те внутренние процессы и механизмы, которые задействованы в формировании анозогнозии, работают и у здоровых людей. Просто они не так выражены и не приводят к социальной дезадаптации. Но при этом, мы все, в той или иной степени, склонны к самообману. Например, известный феномен, когда водители сбивают пешехода, покидают место ДТП, а потом уверяют себя, что они просто близко проехали к человеку или вообще наехали не на человека, а, скажем, на собаку. Бывают истории, когда люди запускают пустяковые соматические заболевания до тяжелейших состояний. Бывает, когда игнорируется тяжёлое заболевание. Например, человек после инфаркта отказывается от госпитализации, потому что сейчас сезон и нужно заниматься огородом.
Иногда самообман работает на пользу человека, а иногда вредит ему. Не даёт увидеть всю картину целиком, понять меру своих возможностей и ограничений, мешает взять на себя ответственность за происходящее. Так что это всё, о чём говорилось выше, нужно просто иметь в виду... И быть к себе внимательнее...
Мои статьи по теме наркология:
3. Самообман. Нужна ли истина?
Вот мои статьи на психологические темы:
1. Шизофрения и неврозы. Что общего?
2. Три психотипа. Узнай кто ты)
Спасибо за внимание!