Продолжаю серию обзоров лучших "живых"альбомов. Напоминаю, что заметки разбиты на три условных категории: "прогрессив", "хард-рок и хэви-метал" и "другие жанры и стили". Обзоры публикуются в хронологическом порядке, начиная с 60-х годов прошлого века.
На очереди лучшие хард-роковые альбомы 1970 года.
"Live Album" - первый концертный альбом американского хард-рок-ансамбля Grand Funk Railroad.
Grand Funk Railroad - типично американская группа. Их хард-рок был глубоко укоренен не только в психоделии, но и в ритм-энд-блюзе и фанке. И безумно популярны они были именно за океанами. В США и Канаде, чуть меньше в Австралии. С августа 1969-го по июнь 1970-го они выпустили три полноформатных студийных альбома (вот это скорострельность), каждый из которых был ступенькой на пути к славе. "On Time" занял 27 место в Billboard 200, "Grand Funk" (Red Album) - 11-е, "Closer To Home" - уже 6-е.
Ковать железо надо было пока оно горячо. Сразу после выхода "Closer To Home" трио Марк Фарнер (Mark Farner - вокал, гитара, гармоника, фортепиано), Дон Брюэр (Don Brewer -барабаны, вокал) и Мел Шакер (Mel Schacher - бас, вокал) отправилось в гастрольный тур в сопровождении Humble Pie, в ходе которого и был записан "Live Album". "Концертник" был записан в два приема в Jacksonville Coliseum 23 июня 1970 года и West Palm Beach Civic Auditorium 24 июня 1970 года, хотя на обложке альбома изображена фотография группы на международном поп-фестивале в Атланте в День независимости США 4 июля 1970 года. С технической стороны альбом получился не очень качественным, так как после его записи не предпринималось никаких попыток студийного редактирования, которое применяется обычно в случаях выпуска концертных альбомов. И тем не менее альбом слушается прекрасно именно по той причине, что на нем хорошо отражена атмосфера концертов группы. Критика сначала приняла "Live Album" неблагосклонно. Но по мере того как росли продажи и чартовые успехи, мнение менялось. В конце концов мощь и интенсивность звучания Grand Funk Railroad на концерте стала общепризнанным фактом.
Этот диск стал первым и единственным релизом группы, который вошел в топ-40 британского чарта альбомов, достигнув 29 места. А в Billboard 200 "Live Album" поднялся до 5-й позиции.
Подводя итог, можно сказать, что GFR задали образец "живого" звучания и создали "шаблон", по которому ещё долго делались записи выступлений хард-роковых команд. Но, как я уже писал, это верно для Америки, а в Европе были свои образцы.
Один из них - альбом The Who "Live at Leeds".
"Live at Leeds" - первый концертный альбом The Who. Он был записан 14 февраля 1970 года в превращенной в концертную площадку на две с лишним тысячи мест университетской столовой английского города Лидс. Местечко было знаменитое. Кроме The Who там же в 1970-е выступали Джими Хендрикс, Led Zeppelin, Pink Floyd, Iron Maiden, Thin Lizzy и очень многие другие рок-звёзды.
На "Live at Leeds" The Who звучат жестко и тяжело. Тяжелее, чем любая из их студийных записей. Критика даже сравнивала их с Led Zeppelin. Не знаю насколько такое сравнение справедливо, но с точки зрения разнообразия репертуара The Who у LZ, наверное, может и выиграть. Кроме того удачно выбран момент для записи. Предыдущим альбомом группы была известнейшая рок-опера "Tommy", следующим станет лучший в дискографии коллектива диск "Who's Next". The Who находятся на пике творческой и исполнительской формы. И близки к пику своего самого большого успеха и самой широкой популярности.
"Live at Leeds" неоднократно входил во всевозможные списки лучших рок-альбомов. А по результатам опроса читателей Rolling Stone в 2012 году был назван лучшим концертным альбомом всех времен.
На первоначальном варианте пластинки были представлены всего шесть вещей. На переиздании 1995 года их количество увеличилось до 14. Именно этот вариант представлен на яндекс-музыке.
Забавно, но ни The Who, ни Grand Funk Railroad несмотря на все свои успехи, достижения и признание западной публикой никогда не были любимцами публики отечественной. И это при полной музыкальной несхожести двух коллективов. Странно, но факт.
Последний заметный "живой" альбом 1970 года, который хотелось бы отметить в категории "хард и хэви-метал", это Cream "Live Cream".
"Live Cream" (также называемый "Live Cream, Volume 1") - включает в себя четыре концертных трека, записанных в 1968 году на трех разных выступлениях группы, плюс один студийный трек "Lawdy Mama" 1967 года, впоследствии превратившийся в хит" Strange Brew " , но с другим вокалом и гитарным соло.
Отношение к альбому в момент его выхода было неоднозначным. С одной стороны, Cream однозначно являлись блестящей концертной группой. С другой, "Live Cream" вышел через 18 месяцев после распада трио, состоял из треков лишь одного из четырех "студийников" группы (самого первого), поэтому обвинения в желании снять вторую порцию сливок с того же молока казались небеспочвенными.
Но время расставило всё по своим местам. "Live Cream" предлагает слушателям высочайшее качество с точки зрения блестящей игры, расширенной джазовой обработки вроде бы знакомых композиций, отличных вокальных партий и Эрика Клэптона, и Джека Брюса. И в результате оказывается ценным звуковым документом эпохи, небезынтересным и по сию пору.
Добавлю, что "Live Cream" занял 15-е место в Billboard 200 и 4-е в британском топ-40.
Вопрос читателям статьи:
Опрос завершен. Спасибо всем, кто участвовал. Результат опубликован в следующем выпуске "Лучших "живых" альбомов хард-рока и хэви-метала. 1971 год".
Предыдущие заметки:
Лучшие "живые" альбомы. Хард-рок и хэви-метал. 1964-1967.
Лучшие "живые" альбомы. Хард-рок и хэви-метал. 1969 год.