Всем привет!
На связи Евгений Костин, Нижегородский предприниматель.
Не так давно, я ушел из бизнеса такси, но бизнес такси не ушел из меня!
Во первых, потому, что ООО "Яндекс.Такси" второй месяц не может расторгнуть договор с моей компанией, а следовательно свериться со мной, как с контрагентом и выплатить мне мои деньги.
Касательно долгов по сверке с Яндексом, читайте в этом материале.
А во вторых, на рынке такси происходят такие интересные события, что не нужна никакая Санта-Барбара!
Доставайте попкорн!
В 2015-2016 году на землю Русскую пришла американская компания UBER
Трэвис Каланик, основатель компании и генеральный директор, известен как убеждённый либертарианец, фанат Айн Рэнд.
Тревису удалось увидеть экономический потенциал в сфере городского такси, от которой не ждали кардинальных перемен.
По легенде, в 2008 году, Тревис и двое друзей не смогли быстро найти машину до аэропорта Шарля де Голля. Они больше часа искали свободное такси, находясь в центре Парижа. Но находились только Парижские бомбилы, которые ломили немыслимую цену за эту поездку.
Тогда и возникла идея оригинального стартапа, который помогал бы туристам и горожанам подбирать себе такси.
UBER сразу начал принимать инвестиции из венчурных фондов и других предпринимателей. Туда вкладывали деньги Jeff Bezos, Menlo Ventures, Goldman Sachs.
Тревис считал, что сфера такси настолько коррумпирована и основана на кумовстве, что ему придется ждать годы, чтобы дождаться разрешения на то, что и так разрешено - перевозить людей на личном транспорте. Поэтому UBER выбрал единственно верную и убийственную тактику входа на рынки — партизанскую войну.
В каждом городе Каланик оставлял своего топ-менеджера, как командующего гарнизоном, и наделял его широкими полномочиями. Предоставление свободы и автономии городскому менеджеру себя оправдало — всегда легче следить за порядком на месте, чем периодически наведываться и проверять.
Не ограничивая свободу менеджеров, Каланик как мог, прикрывал их спины. Они чувствовали себя командой, единым целым, и ради этого были готовы работать до изнеможения.
Эта тактика принесла ошеломительные результаты. К 2014 году UBER стал огромной компанией, которую поддерживал венчурный капитал, и она продолжала расти. Капитализация UBER достигла 100 миллиардов долларов. К примеру, капитализация компании "Роснефть", составляет "всего" 77 миллиардов долларов.
И как следовало ожидать, UBER пришел в Россию.
Из-за особенностей Российского законодательства, UBER не мог напрямую работать с водителями.
Так родились "партнеры" UBER. А попросту — подключашки.
Самой крупной компанией — партнером UBER, стала Питерская компания "Эверест 8800".
Ее директор, Сергей Муравьев, по слухам, большой друг Генерального директора UBER Russia - Дмитрия Измайлова (кстати, оба они из Питера), позиционировал себя как "отец всех русских таксистов", занимал 31 место в рейтинге руководителей по Санкт — Петербургу.
Как говорится в издании https://rating.gd.ru
"Благодаря профессионализму Сергея Владимировича, качественному и ответственному выполнению должностных обязанностей, целеустремленности и лидерским качествам"
Однако, успехи UBER в России очень не нравились группе товарищей, во главе с Аркадием Воложем (основателем компании Яндекс) и молодым, перспективным директором ООО "Яндекс.Такси" - Тиграном Худавердяном, так любимым всеми таксистами, персонажем.
НАЧАЛИСЬ ПАЛКИ В КОЛЕСА
Например, при получении заказа из приложения UBER водитель мог перейти в Яндекс.Навигатор только три раза в сутки. Дальше Яндекс.Навигатор отказывался прокладывать маршрут.
Дальше больше. Через лоббистов в правительстве, был принят закон, что с января 2017 года зарубежные ИТ-компании (в том числе и UBER) обязаны платить НДС с продажи в России цифрового контента, ПО, услуг хранения и обработки информации, а также регистрации доменов и хостинга.
Для UBER это означало крах в России.
Их услуги моментально подорожали. А тут еще и Каланик покинул пост руководителя UBER.
UBER в России проиграл. И признал свое поражение.
UBER и Яндекс.Такси приняли решение инвестировать в новую компанию 225 и 100 млн долларов соответственно.
Оценивая объединенную компанию в 3,725 млрд долларов.
На 59,3% компания будет принадлежать Яндексу, на 36,6% — UBER, а на 4,1% — сотрудникам объединенной компании.
Так родилось ЯНДЕКС.ТАКСИ таким, каким знаем его теперь.
Бренд UBER фактически умер в России, осталось приложение для заказа машин, но заказы попадали в Таксометр водителю Яндекса.
Рекламная активность, с миллионных бюджетов упала до зарплаты PR менеджера, который постил фоточки в инстаграмм и вел страницу Uber в контакте.
Яндекс и Тигран тем временем начали закручивать гайки.
Роняли цены на поездки, урезали доплаты водителям, мутили с выплатами паркам. В общем вели себя как реальный монополист на рынке, которому позволено делать что хочешь.
Но жизнь внесла свои коррективы!
Яндекс.Такси настолько сильно дискредитировал себя как бренд, что его реально ненавидят все:
- Водители, катающие муку
- Партнеры, у которых Яндекс отжимает водителей в самозанятые
- Железные парки, ставшие заложниками агрегатора, поскольку им некуда деваться, ведь лизинг надо как то оплачивать.
Даже пассажиры ненавидят и боятся Яндекс, потому что НИКТО НЕ ЗНАЕТ кто и что приедет к тебе на заказ.
Бренд Яндекс.Такси стал — ТОКСИЧЕН
Коронавирус уронил сферу такси на 75%.
Но Яндекс.Такси и так был в прибыли только в Москве, МО и Санкт Петербурге. В других городах он просто накачивал цифрами поездок, водителями на линии и оборотом свою отчетность, в надежде продать акции на первичном размещении IPO. Но, не сложилось. Не срослось.
Пузырь, так старательно накачиваемый Аркадием и Тиграном, все это время, оказался под угрозой большого, громкого хлопка.
И тут на арену цирка выпрыгивает некто Евгений Школун.
18 мая 2020 года стало известно о том, что китайский сервис заказа такси Didi Chuxing создал в Россию компанию «Диди Мобилити Рус».
Судя по данным системы «Контур.Фокус», эта компания принадлежит сингапурской «Диди Мобилити Пте. ЛТД.» (99,9%) и «Трэвис Интернейшнл Груп Гонконг Лимитед» (0,1%).
Служба такси DiDi Chuxing в 2016 году наделала немало шума, когда получила от Apple целый миллиард долларов инвестиций.
Водителей DiDi около 20 миллионов в мире.
Даже россияне инвестировали в DiDi. Юрий Мильнер, бывший совладелец и председатель совета директоров Mail.Ru Group, владеет венчурным фондом DST Global, который вложился в Facebook, Twitter, Spotify, Groupon, JD.com, AirBnB, WhatsApp, Xiaomi и другие.
Именно Мильнер пытался подружить Alibaba и Tencent перед слиянием DiDi и Kuaidi. И ему это удалось.
Таким образом, уважаемые читатели, мы имеем:
С одной стороны:
ТОКСИЧНУЮ компанию, от которой всех тошнит и которая потеряла перспективы выхода на IPO, а следовательно, перестала быть интересной для инвесторов.
С другой стороны:
КИТАЙСКОГО ГИГАНТА, с громадными инвестициями, отличной репутацией, способной получить новые китайские машины, собранные в России, в не ограниченном количестве.
Русских водителей, которые вприпрыжку побегут от Яндекса, лишь только услышат, что у Яндекса появился сильный конкурент и этот конкурент даст немного больше денег, которых у него в избытке.
Ах, да!
У Яндекса остается последний козырь: UBER - как спящая красавица, ожидающая своего принца, уже три года.
И его время пришло!
Яндекс достал свой последний козырь (если не брать во внимание громадный административный ресурс, которым обладает компания) и начал разделение Яндекс.Такси и UBER Russia. Уже появилась новая диспетчерская UBER в Омске, Перми, Нижнем Новгороде, Казани, Челябинске, Тольятти, Новосибирске.
Так что не убираем попкорн, господа читатели!
Подписывайтесь на канал Термоствол — блог нижегородского предпринимателя, Евгения Костина.
PS. Все материалы получены из открытых источников. Мнение автора, лишь предположение и не претендует на истину в последней инстанции.