Найти тему

Самое психоделическое стихотворение Высоцкого

Поэзия Высоцкого порождает не меньше ср... споров, чем творчество Пушкина. Чаще всего холивары возникают по поводу того, был ли один из ярчайших стихотворцев 20 века… поэтом. Адепты «чистого искусства» (в виде творчества Бродского) называют Высоцкого в лучшем случае «бардом», а в худшем и вовсе - «шансонье».

Впрочем, речь сейчас не о разборках фанатов двух авторов, а об отношении к творчеству одного из них. Обычно имя Высоцкого ассоциируют с дворовыми («блатными») песнями, реже — с юмористическими. При этом его серьезная лирика как-то теряется на их фоне. И если «Охоту на волков» у него знают все, то, например, «Мне каждый вечер зажигают свечи...» - только поклонники.

С гитарой? Как непоэтично!
С гитарой? Как непоэтично!

Это несправедливо, особенно если учесть, что на протяжении жизни поэт заметно вырос. Его последние произведения настолько сильно отличаются от ранних, что, если бы не характерный голос и манера исполнения, никто бы и не догадался об авторстве. Высоцкий, например, написал свою версию «Памятника» и «Черного человека». И литературные ответы на мой взгляд получились не слабее произведений предшественников.

Психоделика крайне слабо вяжется с именем Высоцкого. Разве что кто-то додумается отнести его описание похмельных глюков из песни «Про черта» к музыкальному стилю russian psychedelic. Тем не менее, в его творчестве есть одна песня, которую можно назвать сюрреалистической. Речь о «Гербарии».

А еще он в театре играл! Вообще попса!
А еще он в театре играл! Вообще попса!

Лично я никогда не воспринимал произведение в таком ключе: история, написанная эзоповским языком — не более На эту мысль меня навела знакомая, которая услышала, как эта песня играет у меня на компьютере. По словам девушки, произведение «взорвало ей мозг».

Перечитав текст, я понял, что стихотворение действительно весьма необычное и очень напоминает творчество Пелевина. Я бы даже мог предположить, что именно оно послужило источником вдохновения при создании «Жизни насекомых», если бы не знал о существовании «Превращения» Кафки и пьесы Чапека «Из жизни насекомых».

Что же такого психоделического в тексте? В нем в иносказательной форме описана травля неугодного человека со стороны государства и «прежних собратьев». Вот только гонения описаны в гротексно-абсурдной форме: человека приравняли к насекомым и посадили на булавку в энтомологическую коллекцию (которую автор назвал «гербарий»). После этого от лирического героя отвернулись его прежние «собратья».

А так , если верить поиску по картинкам в Google, должен выглядеть настоящий поэт
А так , если верить поиску по картинкам в Google, должен выглядеть настоящий поэт

Что характерно, его «друзья» по несчастью, насекомые, тоже явно изображают людей: «солидные шмели» - обывателей, болтливая блоха - стукача, также, думаю, несложно догадаться, кого автор подразумевает под «тертыми клопиками из третьего подвида». Справедливости ради стоит отметить, что эффект «взрыва мозга» создает не только общий сюрреализм описания, но также и необычные вербальные образы, построенные на игре слов («невестой хороводится красивая оса»).

В общем: чтобы прочувствовать, нужно послушать. Я же в заключении озвучу еще один интересный факт о стихотворении. Высоцкому часто ставят в вину искажения смысла слова из названия, ведь гербарий — это коллекция засушенных растений, а не насекомых. Возможно, это и правда ошибка, а, возможно, дело тут не только в том, что Высоцкий пожертвовал смыслом ради того, чтобы уместиться в строку. В этой статье автор предполагает, что гербарий иносказательно изображает доску позора, к которой прикрепляют листки с фотографиями «аморальных личностей». (Игра слов: листки дерева — листки с фото).

Все изображении взяты из открытых источников.