Найти тему

Люби ближнего, как самого себя - цель творения

Оглавление

Совсем скоро Шавуот - день в который была дана Тора. И день в который реализуется вся её энергия. Я хочу порассуждать об одной из важнейших заповедей Торы. Заповеди которая вызывает огромное количество вопросов и которая ведёт нас к слиянию с Творцом. Тем более, что об этой заповеди пишет Рав Ашлаг в статье о даровании Торы.

Возлюби ближнего, как самого себя. Я – Господь
Ваикра 19:18

Рабби Акива говорит: "Это великое правило Торы". Есть огромное количество комментариев на эту заповедь, комментарии о глубинном смысле этой заповеди, о том, как она выполняется и в чём суть этой заповеди. Безусловно, эта заповедь является смыслом существования человека – любовь к Творцу и любовь к созданиям. Эта статья о том, возможно ли выполнить эту заповедь, если мы действуем в одиночку? В основе статьи рукописи Рава Йегуды Ашлага.

Для начала предлагаю вспомнить историю, произошедшую с Рабби Гиллелем, когда к нему пришёл человек, который в дальнейшем принял иудаизм

(Трактат Шабат, 31)
«Научи меня Торе пока я стою на одной ноге» И сказал ему Гиллель: Всё, что ненавистно тебе, не делай другому. И знай: правило это абсолютное».

Здесь очень конкретно сказано – правило это абсолютное. То есть мы видим очевидное преимущество заповеди любви к человечеству. Глубинная сущность этой заповеди означает, что мы должны любить ближнего как самого себя и не на микрон меньше! То есть мы должны быть постоянно начеку и выполнять все желания КАЖДОГО из наших друзей, точно так же как и свои желания. Возможно ли это? Ведь в течение дня мы и свои желания не всегда можем выполнить. Так же мы знаем, что Тора абсолютно точна в своих высказываниях и постоянно нас предостерегает не прибавлять и не убавлять.

Разберём на примере. Одно из толкований гласит: Если у тебя есть один стул, находящийся в твоей собственности, то тебе непременно нужно предложить его товарищу. Чтобы он смог сидеть, а ты можешь и постоять или сидеть на земле. Если ты не даёшь стул товарищу – нарушаешь заповедь, если не даёшь стул, но и сам не сидишь – злодействуешь. И это правило касается АБСОЛЮТНО КАЖДОЙ потребности. Реально ли это осуществить?

Чтобы это понять, нужно понять, почему Тора была дана одному народу Исраэль и ни одному другому народу в мире. Конечно же, речь не идёт о национальной избранности. Не дай Бог нам представить Творца, нацистом. Мудрецы учат нас, что мир сотворён ради осуществления Торы и её заповедей. Смысл этого в том, что создавая Вселенную, Творец преследовал лишь одну цель: дать наполнение созданиям. Как создания могут получить всё наполнение? Приблизится к Нему, а точнее склеиться (Двейкут), стать единым целым. По большому счёту мы уже в единстве с Творцом, но мы этого пока не видим, не ощущаем, словно Его Свет закрывает множество покрывал.

-2

И вот, возникает новый вопрос: почему Творец не создал нас изначально с этим воодушевлением и чувством духовного слияния с Ним? Зачем Ему давать нам эту работу по соблюдению Торы и её заповедей? Мудрецы отвечают: «Тот, кто ест хлеб товарища и пользуется трудом его рук, боится взглянуть ему в лицо». Когда мы получаем незаслуженно, мы чувствуем униженность и теряем себя как человека. Это происходит потому, что Творец создал нас по своему подобию, по своему образу. Мы как ветви, выходящие из одного корня. Всё, что присуще нашим корням – нам приятно, всё, что не присуще нашим корням, нам противно. Мы любим покой, потому что Его Свет бесконечный и находится в полном покое. Мы двигаемся лишь ради того, чтобы заработать покой. Мы любим доблесть, добро, мужество, богатство, красоту. Нам не нравится глупость, слабость, бедность и эти качества приносят на страдания. Мы ощущаем огромное наполнение, когда оказываем положительное влияние на ближнего. Так как это качество присуще нашему корню.

Теперь мы выяснили, что суть заключается в цели создания творения. Чтобы мы без стыда смогли получить воодушевление и наполнение от чувства слияния с Творцом, выполняя Тору и её заповеди. И в основе основ лежит принцип духовных корней и их свойство, влияющих на нас.

Так же мы знаем, что в Торе есть два типа заповедей: между человеком и человеком, и между человеком и ближним. И как только мы начинаем духовно расти, когда уже умеем выполнять заповеди с любовью, в нас постепенно пропадает эгоистическая составляющая и себялюбие. У такого человека наступает следующий этап, когда каждую заповедь он выполняет «Во Имя Его», то есть ради Творца, не ожидая никакой награды. И для него уже не будет важно выполняет он заповедь между человеком и человеком, или между человеком и Творцом. Но, такое выполнение заповеди (или любой другой работы) совершенно не в природе человеческого естества. Человек выполняя заповедь по отношению к ближнему, подсознательно будет надеяться на воздаяние от него, а выполняя заповедь по отношению к Творцу на воздаяние от Творца. И конечно это не может называться любовью, а больше похоже на работу по найму.

Мудрецы говорят: «Только тот, кто выполняет предписания Торы и заповедей, способен на любовь к ближнему и, приучая себя исполнять предписания Торы и заповедей, принося духовное удовлетворение Творцу, он постепенно высвобождается из лона естественного сотворения и обретает вторую природу – любовь к ближнему».

А о народах мира говорится: «Лицемерие их в отношении к ближнему и рабское подчинение вовсе не любовь к ближнему, а себялюбие, ибо это соответствует природе вещей».

Здесь на крайне важно понимать слова мудрецов не только буквально. Ведь и в других народах много замечательных людей, которые добрые, честные, доблестные, заботливые. Их сложно назвать негативными либо эгоистами. Мудрецы говорят нам лишь о том, что абсолютно естественно для любого человека ожидать воздаяния, потому что так создан человек, это в природе вещей. И лишь один инструмент полностью способен трансформировать нашу природу и научить нас бескорыстной любви к ближнему – это выполнение Торы и её заповедей.

Именно тот, кто принял на себя огромную ответственность выполнять Тору и может называться частью народа Исраэль. Вот что имеет в виду Тора и мудрецы, когда говорят нам об избранности народа Исраэль и о том, почему Тора не была дана другим народам. Действие, принять на себя ответственность, должно быть исходящим от творения – так как это смысл творения, как выше мы разобрались.

-3

Остался вопрос, почему Тора была дана именно народу, а например не была дана праотцам Аврааму, Ицхаку и Яакову? Неужели их заслуг было недостаточно? Дело в том, что для выполнения заповеди «люби ближнего, как самого себя» требовался целый народ, и требовалось согласие каждого принять на себя ответственность всем сердцем выполнять заповеди Торы. В целом народе из 600000 человек, где каждый со всей любовью заботится о ближнем, никто не будет испытывать страх за своё собственное существование, ведь за ним приглядываю 600000 его собратьев, и следят, чтобы он ни в чём не испытывал нужды. До того как люди стали народом не было возможности выполнять все предписания Торы, и саму заповедь о любви к ближнему. Таким образом, нам становятся понятны слова мудрецов, когда они говорят, что "весь Израиль является порукой один другому". Выполняя таким образом заповедь «люби ближнего как самого себя», когда мы находимся среди своих товарищей мы с лёгкостью можем поделиться единственным стулом, не думая о воздаянии, не беспокоясь о своём комфорте, а именно из любви.

Итак, хотя мы знаем, что каждый человек в отдельности может своим действием изменить мир, но лишь в контексте единого народа человек может достичь цели творения и склеиться с Творцом. То есть быть наполненным без стыда. Так как только в едином народе возможно выполнение заповеди «Люби ближнего, как самого себя».