Найти тему
Сайт "Изба-Читальня"

Мальчик-герой, погибший в тюрьме НКВД

Расскажу я вам одну историю. Жила дружная московская семья. Папа, мама и три сына. Папу арестовали в июле 1937, маму – два месяца спустя. Четырнадцатилетнего Володю Мороза с 8-летним братом Сашей по путевке НКВД направили в детский дом.

Володя был отличником, пионером, награжден похвальным листом, отличался примерным поведением, готовился стать комсомольцем, но все рухнуло в одночасье. В том же 1937 году отца расстреляли, мать как члена семьи изменника Родины отправили на 8 лет в лагеря. А вскоре был арестован и его старший брат.

Не самое лучшее место Анненковский детский дом, расположенный в Кузнецком районе Куйбышевской области. Дети, далеко не примерного поведения, да и не лучших интеллектуальных способностей, злобные и тупые учителя и воспитатели. Не говорю уже о бытовых условиях. Каково умненькому мальчику, выросшему в интеллигентной семье московских служащих, оказаться в такой обстановке?

Не жизнь, а невыносимое существование. Об этом и многом ином Володя написал в своем неотправленном письме товарищу Сталину. «На мою голову [обрушива]лись удар за ударом, несчастье за несчастьем. Я терпеливо сносил. Затем меня отправляют в село Анненково. Представьте мое положение в д/д. В голове мрачные мысли. Я превратился в какого-то мизантропа: чуждаюсь людей, в каждом вижу скрытого врага, потерял всякую веру в людей. А почему я одинок? Да только потому, что общий интеллектуальный уровень воспитанников д/д и учащихся школы много ниже моего.

Это не хвастовство. А школа? Школа настолько убога, преподаватели (за исключением 2-х) настолько посредственны, что ее посещать даже не хочется. Я желаю получить максимум знаний, а тут получишь их минимум, да и тот неполный. Ну, как после этого быть довольным. Вы можете подумать, что я слишком изнежен, сентиментален. Нет, нисколько. Я лишь требую счастья, счастья настоящего, прочного… Т. Сталин, я опускаюсь все ниже и ниже, лечу с головокружительной быстротой в какую-то темную бездну, откуда выхода нет. Спасите меня, помогите мне, не дайте погибнуть!».

Взрослые люди от таких ударов судьбы, которые достались на долю Володи, сгибались, а каково ребенку? Сломался? Потерял веру в себя и людей? Приспособился, стал как все? Нет. Второе, дошедшее до наших дней письмо Володи, говорит об ином. В письме старшему брату, тоже им не отправленном, Володя предстает отнюдь не сломленным человеком: «Я напишу такое письмо в НКВД скоро, что меня упрячут в надежное место. Пусть, я буду рад этому!!! Они хотят, чтоб я отупел, чтоб я не мог бороться против зла, а следовательно, против них, но фокус не пройдет. Господа из НКВД просчитались. Я буду бороться, кричать, звонить! Я буду везде говорить об их жестокости, прямом насилии! Я не боюсь их теперь! Долой страх!».

Наивная детская смелость? Подростковый максимализм? Есть, конечно. Но главное - ненависть к чекистам, партийным функционерам, которая переполняет его. Володя в своем дневнике пишет: «Ненасытные звери, неужели вам мало жертв? Уничтожайте, грабьте, убивайте, но помните, что час расплаты настанет».

Мало кто из детей его возраста имел четкие представления о ситуации в стране. Да и откуда дети могли почерпнуть знания? Пропагандистская машина работала хорошо. Кто из родителей рискнет сказать что-нибудь лишнее при детях? А тем более в школе. Плюс бодрые киножурналы, правильные книги. Впрочем, и сам Володя до ареста его родителей вряд ли задумывался о том, что происходит вокруг.

Но удары судьбы заставили думать, анализировать, сравнивать самому. Взглянуть по-иному, по-взрослому на окружающую жизнь. Пройдя тяжелые испытания, перевернувшие всю его жизнь, уже находясь в детском доме, Володя смог это сделать.

«Подхалимство, ложь, клевета, склоки, сплетни и прочие дрязги процветают, - пишет он в своем дневнике. - А почему? Потому что народ – низок? Нет. Потому, что низка кучка негодяев, держащая власть в своих руках. Если бы человек, заснувший летаргическим сном лет 12 тому назад, проснулся, он был бы просто поражен переменами, произошедшими за это время. Старого руководства он не нашел бы.

Он увидел бы в правительстве безусых глупцов, ничего не сделавших для победы революции, или пожилых негодяев, продавших за собственное благополучие товарищей.

Он не увидел бы «бывших» легендарных командиров Красной Армии, он не увидел бы строителей и организаторов революции, не увидел бы талантливых писателей, журналистов, инженеров, артистов, режиссеров, дипломатов, политических деятелей и т. д.

Все новое: и люди, и отношения между ними и противоречия, и, наконец, сама страна. Все изменило свой прежний облик. Но к лучшему ли? Внешне, да. Существенно, нет. Подхалимов уважают, клеветников внешне бичуют, а действительно боятся, негодяи в моде. Тысячи людей несчастны. Тысячи людей озлоблены сильно, до жуткости. И это озлобление прорвется и огромною волною смоет всю эту грязь вон».

Смелый, умный, честный мальчишка, не побоявшийся написать ужасно крамольные для того времени строки. Многие ли взрослые на такое способны? А он смог. А когда был арестован, то на допросах не отказался от своих слов.

«Кучка сытых, зажиревших людей нагло правит государством, 90% населения которого – несчастные люди. Молчалинство, хлестаковщина, лицемерие и т. д. процветают. Под видом общего прогресса скрывается упадок морализма в нашей стране.
Очень хочется воскликнуть:
Долго ль русский народ
Будет рухлядью господ?
И людями, как скотами,
Долго ль будут торговать!»

Через два года Володя погибнет в тюрьме НКВД.

Перед нами подросток - герой, сумевший плюнуть в лицо врагам и мучителям? Как вы считаете?

https://www.chitalnya.ru/work/266035/

---

Автор: Альберт Максимов