В школах дети являются в значительной
степени объектами социального отбора на конформизм.
Владимир Эфроимсон
Буллинг – самое страшное, что может испытать ребенок на себе. Издевательства в школе со стороны одноклассников, колкие словечки – выбивают из колеи, вынуждают думать о смерти и о том, что это никогда не закончится. Психологическое насилие приводит к истощению организма ребенка, он не хочет ходить в школу, перестает общаться с друзьями, и ищет поддержку у самого себя, потому что рассказывать взрослым стыдно. Учителя не замечают этого или не хотят замечать – у кого просить помощи? Одноклассники не заступаются, и что делать? Куда бежать, кому кричать, как бороться самому? Как итогом, особенно для ребёнка, с неустойчивой нервной системой, это может быть нервный срыв, депрессия и другие психологические расстройства. Учёные выявили, что объектом травли становится морально слабый человек и с низким уровнем самооценки. Но это не всегда так. Объектом насмешек может стать любая девочка, которая «огармонилась» раньше других или темнокожий мальчик, который недавно переехал из другой страны.
Дети не видят границ, и продолжают указывать пальцем, смеяться над твоей походкой, прической, внешностью. Для них это забавно. Но почему? Почему им кажется, что это весело? Потому что они глупые? Нет. Их просто не воспитывают родители, опекуны. Воспитание – спасение от этой «чумы».
Мир давно столкнулся с буллингом, но общество еще не готово принять эту проблему. Людям кажется, что это не так важно как экономический кризис, эпидемия или развод какой-нибудь богатой семейки. Взрослые думают, что дети забудут все плохое, что с ними случалось, но, увы. Они будут жить с этим грузом всю жизнь, и когда будет грустно, станут вспоминать школьную травлю и издевательства.
Хочу познакомить вас с историями своих друзей и знакомых.
– Сталкивались ли вы с буллингом в школе?
Алена ,20 лет.
– Да, я сталкивалась с буллингом. Я сталкивалась с травлей не только будучи ребёнком, но и став взрослой. Встречаю людей, которые считают, что унижения это весело.
Все началось еще в средней школе: надо мной издевались те, кто был старше.
Как-то учителя набрали ребят из школы и мы отправились на экскурсию в Москву. Когда мы возвращались в Уфу, я уснула. В момент, когда я уснула, старшеклассники наделали всякие ужасные снимки и разослали их всей школе. Это казалось им смешным.
Мальчики, которые мне нравились – всегда смеялись надо мной, когда узнавали о моей симпатии к ним.
Кому же захочется, чтобы к нему испытывала симпатию «страшная и жирная малолетка ».
Сейчас, когда мы уже все выросли, некоторые из тех, кто смеялся и издевался надо мной, видя то, что исчезли подростковые проблемы с кожей, лишний вес превратился в хорошую фигуру – они просят прощения, кто-то просто «атакует» мои социальные сети: десятки лайков, вечные запросы в друзья.
Но я их не простила. Никогда не прощу.
Да, каждый человек заслуживает право на ошибку, но ни один человек не имеет право быть ошибкой в чьей-то жизни.
Виктор, 21 год.
– Да, буллингу я подвергался. Не самые мои любимые воспоминания.
В 2011 году я переехал из Сочи в Стерлитамак. И мои одноклассники сразу же меня не приняли. Сначала я не понимал в чем дело, но потом одна девочка рассказала мне, что цвет моей кожи вызывает бурные реакции. Мне это казалось странным, ведь я был немного смуглее остальных. Меня называли «негром», «угольком», и самое частое – «понос». Как-то на субботнике меня завели за старый деревянный туалет и там избили. Но, по классике жанра, я никому не рассказал об этом, потому что тогда мне казалось это стыдным. Не лучшее решение в моей жизни, конечно (смеется). В общем, да, буллинг в моей жизни был и я это ненавижу. Я плакал, бился в истерике, думал сбежать из дома, чтобы не ходить в школу. И что самое забавное: я ни разу никому плохого слова не сказал.
Азалия 16 лет.
– Лично я – нет. Но, все же бывают случаи, когда человека могут обозвать из-за его внешности. Называют его китайцем или узкоглазым, он либо ничего не отвечает, либо говорит что-то грубое в ответ.
Диана 22 года.
– Да, я подвергалась буллингу школе. Так получилось, что я раньше остальных девочек начала приобретать округлость, расцветать. Мальчики не были готовы к такому повороту событий, и решили, что трогать меня за грудь и попу это хорошая мысль. Меня насиловали физически и морально. Заводили в туалет и там же «лапали». Они поджидали меня у ворот школы и шли за мной почти до моего дома, периодически трогая меня . Никто этого не хотел замечать. Когда я подходила к классному руководителю и говорила об этом, она мне отвечала :«Диана, вы сами виноваты в том, что ведете себя слишком активно». Да, я была активной девочкой, везде хотела участвовать, любила сцену, бегала по коридорам, но никогда не вела себя вызывающе. Как-то раз, меня снова завели в туалет, и это увидела моя учительница по английскому. Она вытащила меня оттуда, схватила за воротники мальчиков и повела к директору. Я ей так благодарна, потому что до этого думала, что никто не заступится за меня. Много чего происходило, для меня это больная тема.
– Остались психологические проблемы? Что посоветуете нынешнему поколению школьников?
Алена
– Да, остались. Куча комплексов, неуверенность в себе и своих действиях. Постоянные сомнения.
Будьте добрыми. Просто всегда оставайтесь отзывчивыми и если видите, что кого-то обижают – не оставайтесь равнодушными. Возможно, кому-то вы даже сможете спасти жизнь.
Диана
– Неуверенность, чувство страха перед парнями, ощущение того, что я это все заслужила. И может быть что-то еще, просто сейчас сложно вспомнить.
Будьте умнее. Воспитывайте себя и своих друзей. Будьте добрыми и помогайте людям, которые попали в беду. А родителям я хочу сказать, чтобы воспитывали своих детей с раннего возраста, прививали моральные ценности и учили уважению.
Виктор
– Я избавился от психологических проблем, по крайней мере, мне так кажется. Но раньше я боялся всего.
Дети, уважайте друг друга и не давайте в обиду себя.
– Как можно решить проблему с буллингом?
Алена
– Воспитывать нормально детей. Сомневаюсь, что эту проблему можно решить внутри коллектива школы, например. Дети не станут говорить об этом взрослым под страхом оказаться «шестёркой».
Виктор
– Воспитание- это главное.
Диана
– Придать эту тему всеобщей огласке. Воспитывать детей правильно.
Азалия
– Достучаться до родителей, что воспитание просто так в ребенке не появится.
У всех одно мнение: воспитание – решение проблемы с буллингом. И родители должны обеспечить ребенка этим качеством. Но до взрослых так трудно достучаться, они думают, что это «замарочки» детей и скидывают все на переходный возраст. А разве школа не должна воспитывать? В школе не только должны учить предметам, но и прокладывать тропинки моральных ценностей в сознание ребенка.
«Мой ребенок мне признался, что его замучили в школе. Честно, когда я это услышала, то подумала, что он просто не хочет идти в школу. Это так ужасно, мне до сих пор стыдно. И вот прошло уже 5 лет, мой сын в старших классах. Один раз он мне показал видео. Там его пинали в классе между партами. Я всю ночь не спала, мне было плохо. Долго извинялась перед сыном. Рассказала мужу – он в шоке.
Мы никогда не замечали, что наш сын – объект для издевательств . Понимаешь, он такой добрый, и мухи не обидит. Возможно, из-за своей доброты он и пострадал».
Будьте уверены, такие ситуации у большинства семей.
В сети очень много платформ где учат, как бороться с буллингом школьников, но это лишь маска, скрывающая ужасные реалии. На сегодняшний день вы не увидите новостей по телевидению про издевательства в школах. Потому что буллинг перерастет в новость про самоубийства, а это больная тема для россиян.
Из отчета ВОЗ следует, что во всем мире самоубийство — вторая по распространенности причина смерти среди молодых людей от 15 до 29 лет. При этом в организации считают, что в России ситуация с подростковыми самоубийствами особенно тяжелая. По данным Следственного комитета РФ, с 2017 по 2018 год их число выросло почти на 14 %. В год совершают самоубийства 250 детей в возрасте 10- 14 лет, 2500 детей погибает в возрасте 14-18 лет. И сколько же жертв по причине буллинга? Много.
Бороться с буллингом в школах – реально. Миллионы детей и взрослых хотят рассказать свои истории и наконец-то избавиться от этой проблемы. Мы все можем помочь себе, другу, знакомому лишь выслушав их, и это будет первым шагом к свободе. Нужно кричать и биться за свое право быть счастливым.