«По случаю Иванова дня, празднуемого народом, в сад начала прибывать публика в большом числе от полудня. Около трех часов началось наполнение газом шара». Так 27 июня 1878 года «Петербургская газета» начинала серию репортажей о злополучном полете воздушного шара с территории Зоологического сада.
Энергичный владелец зоосада Э. А. Рост хотел поднять свое заведение, находившееся в плачевном состоянии, на должную высоту, а для этого привлечь публику любыми доступными способами, в том числе и возможностью поглазеть на воздушное путешествие.
Но вот незадача - летательный аппарат упорно не желал отрываться от земли! Через полчаса после назначенного срока начали раздаваться «разные шуточки и остроты», а шар между тем наполнился газом едва ли до половины. Владелец шара Берг решил рискнуть - а вдруг он оторвется от земли - и распорядился ослабить удерживающие его веревки. Но тот лишь покачнулся и едва не навалился на публику. «Одной даме сделалось дурно, поднялся страшный гвалт», - сообщал репортер. В противоположной стороне толпы саркастически аплодировали и кричали: «Бис!».
К девяти вечера нетерпение толпы возросло до высшей степени, зрители начали скандировать: «Деньги назад!». Берг, желая успокоить посетителей, объявил, что подъем шара откладывается на несколько дней, а сегодняшние билеты будут действительны.
Однако его слова только подлили масла в огонь. Послышались крики: «Долой Берга, бей его!», «Ребята, деньги назад!». В один момент скамейки и стулья, окружавшие шар, были опрокинуты, билетные ящики («железные кружки») взломаны, служащие зоосада, вздумавшие сопротивляться, были «смяты и избиты». Пользуясь суматохой, стоявшие снаружи стали перелезать через забор. Впрочем, через несколько дней «Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства» сообщили, что «слухи о беспорядках крайне преувеличены», а небольшая давка произошла лишь из-за массового экстренного возврата билетов.
В самый критический момент один из учеников Берга отрезал удерживающий канат, и шар все-таки поднялся в воздух. Сам он через несколько дней на страницах «Петербургской газеты» объяснил свой поступок: «Публика грозно наступала. Еще несколько минут, и от дорогостоящего шара остались бы только одни жалкие лоскутья». Нехотя взлетавший шар задел за дерево, за крышу концертного зала, но вскоре благополучно миновал высокие мачты стоявших на Неве судов и спустя короткое время оказался посредине реки.
Ветер отбросил его к барке, но крестьяне на борту не спешили оказать помощь - наверное, растерялись. Вокруг воздухоплавателя сбились разномастные суда и суденышки, экипажи которых, проявляя свои «лучшие» человеческие качества, вместо помощи призывали: «Бей его!», «Коли его багром!». Воздухоплаватель, наверное, не на шутку испугался: кого призывали колоть и бить столичные мореходы - его или шар? Пойди пойми...
На счастье, к месту происшествия успел прибыть товарищ аэронавта, подоспела и речная полиция. Шар затянули на борт барки, а отважный ученик Берга с почетом вернулся в Зоологический сад... «Впредь никаких воздушных полетов в Петербурге без научных целей дозволяемо не будет», - подвела итог происшествию «Петербургская газета».
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.