Практически каждый военнослужащий старался приобрести в Германии какое-то транспортное средство. В те времена постулат - Автомобиль не роскошь, а средство передвижения - был очень актуален. Это было выгодно обоим сторонам. Немцам, потому что за утилизацию машин им приходилось довольно дорого платить, а так при покупке платили им мы. Нам это тоже было выгодно, потому что старые машины стоили относительно дешево. И автомобили, хоть и были довольно подержаны ( на более новые у нас средств не было), но намного комфортнее и надежнее отечественного автопрома. Даже наши советские автомобили, купленные в Германии, были куда лучше качеством, так как делались на экспорт.
Процесс приобретения "железных коней" был более-менее цивилизован. Техник самолета из русских немцев, используемый в качестве переводчика, был нарасхват. С его помощью как раз и происходил процесс покупки. Немецкие бюргеры даже пригоняли машины для продажи прямо под КПП (контрольно-пропускной пункт) в выходные дни. Такой вот стихийный мини авторынок. Выбирай и торгуйся ко всеобщему удовольствию. В то время в Союзе машины, особенно иностранного производства и, были в цене. Один мой сослуживец на относительно новую "четверку" выменял дом под Оренбургом в поселке Абдулино.
Все купленные автомобили по распоряжению высшего командования стояли на спецстоянке в районе аэродрома. Выезжать за пределы городка категорически воспрещалось. Карательные меры были очень страшные - высылка на родину в 24 часа. Каждое воскресенье счастливые автоприбретатели могли потренироваться в вождении по рулежным дорожкам. А еще помечтать, обняв рулевое колесо, о удачном перемещении из одного государства в другое на своих колесах.
Перегоны машин происходили организованно. Формировались группы из машин от четырех до десяти в зависимости от маршрута следования. Более опытные водители перегоняли свои машины самостоятельно. Менее опытные, к которым относился и я, договаривались за отдельную плату с уверенными автолюбителями, и ехали в собственном авто пассажирами.
К сожалению, не все поездки заканчивались благополучно. Несколько офицеров нашего полка поплатились жизнью при перегоне. Много опасностей подстерегало одинокого водителя. Такой долгий путь выдержать было сложно, многие просто засыпали за рулем со всеми вытекающими... Поэтому все понимали, что путь не только очень утомительный, но и реально опасный.
Я не рискнул купить иномарку, автослесарь из меня не слишком хороший, были сомнения, смогу ли я найти в Союзе автомеханика, разбирающегося в этих машинах, не забывайте, было самое начало 90-х. Поэтому присмотрел крепкий и симпатичный Москвичонок 2140.
Итак, командир подписал рапорт на 10-дневный отпуск мне и моему перегонщику. Наша колонна состоит из 4-х машин. Мой "Москвич" с автомобильным прицепом, двое "Жигулей" (одна из машин на жесткой сцепке) и старушка "Ауди". В таком составе мы и тронулись в путь-дорожку. В нашей машине по субъективным, а , возможно, и по объективным причинам не было магнитолы. Только маленький транзисторный приемник. Но нам скучно не было.Дорога не позволяла скучать. До самой границы с СССР должны были идти строго организованной колонной.
Германию и Польшу прошли нормально, без приключений. Хотя все боялись бандитов, которые стерегли такие колонны и грабили их. Случаи нападений были у многих на слуху. Ведь машины шли груженые добром, о котором в Союзе можно было только мечтать в те времена. Аудиотехника - телевизоры японские, видеомагнитофоны, ковры, одежда, обувь. Все старались переправить ценные вещи таким способом, чтобы не загружать их в контейнер при выводе.
Да и на заправках никаких проблем не возникало. А вот в Белоруссии начались проблемы с топливом. Российских денег ни у кого не было. А еще по Союзу ехать и ехать до города Каменск-Шахтинский Ростовской области. Ну а немецкие бундесмарки просто негде было обменять, тогда еще на границе обменников не было. Поэтому на белорусских заправках возникла просто патовая ситуация. И бензин есть, а заправиться не можем. Попытались попросить топлива, хотя бы в долг, у нашего попутчика с двумя машинами на сцепке. Все-таки авиатор, с одного гарнизона, хотя и с другой части. Знали точно, что у него с собой солидный запас бензина в канистрах. Но ответ этого "коллеги" шокировал и надолго испортил настроение: "Я не для того запасся бензином, чтобы всякие "Москвичи" заправлять". А выручил нас парень на "Ауди". Он вез для своего отца пару канистр. "Берите, ребята, вам нужнее. А для бати я еще достану".
А того "нехорошего человека" всю дальнейшую дорогу поминали разными "ласковыми" словами, из которых самым ласковым было "жлоб". Но на этом история не заканчивается. Бог его все же наказал за отсутствие водительской солидарности.
Наш маршрут пролегал через славный город Елец Липецкой области. И вот здесь на резком повороте "нехороший человек" умудрился задней машиной "поцеловать" переднюю. Было страшное желание проехать мимо и помахать ручкой. Но "нехороший человек" почти под колеса нашей машины бросился с криком: "Помогите, ребята, я в долгу не останусь." Остановились мы в сторонке, подошли к бедолаге. Вмятина не очень большая, но опасная, прямо над задним правым колесом. Ехать невозможно дальше, нужно выравнивать крыло иначе колесо не крутится..
В моем багажнике нашелся домкрат параллелограмного типа. Общими усилиями этим домкратом и обрезком доски выправили мы вмятину. Не идеально, но ехать можно. ну и он расщедрился в благодарности. Подарил две канистры бензина.
Так и поехали мы дальше без особых приключений. Грустно было смотреть после идеальной Германии и довольно ухоженной Польши, на наши разбитые дороги, покосившиеся автозаправки, нищие деревни. Скоро, совсем скоро предстояло вернуться сюда уже навсегда.
А наш "Москвич - 2140" верой и правдой служил нам еще почти 7 лет, возил нас на работу и с работы, на отдых, к сыну в Воронеж, практически без поломок, не считая, тех случаев, когда жили на квартире у глазливой хозяйки, и был благополучно продан другому автолюбителю. Надежная, рабочая лошадка!
Читайте, вспоминайте вместе со мной то непростое время, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.